На территории Псковской области с начала 2013 года выявлено более 600 нарушений правил дорожного движения, совершенных водителями автобусов. Превышение установленной скорости движения, неправильное использование внешних световых приборов, управление транспортным средством при наличии неисправности, нарушение правил расположения ТС на проезжей части, несоблюдение предписаний дорожных знаков и разметки - вот неполный перечень излюбленных отступлений от правил. Кроме того, иногда водители садились за руль «после рюмки», а некоторые вообще не имели необходимой категории для управления автобусом. Кстати, большинство нарушений совершено индивидуальными предпринимателями или водителями, которые работают у них в подчинении.
Проверкой внутрипроизводственных систем, которые обеспечивают безопасность перевозок, на предприятиях и у индивидуальных предпринимателей занимается Госавтодорнадзор. В год проходит около 700 проверок. Нарушений выявляется слишком много. В прошлом году их было 1800, в этом – уже 1100. Чаще всего не соблюдают порядок медосмотра и некачественно проводят про-верку предрейсового технического состояния автобуса.
- Несоблюдение режима труда и отдыха можно смело назвать настоящей бедой, - убежден начальник Управления государственного автодорожного надзора по Псковской области Александр Алексеев. - Рекордсменами по нарушениям снова оказались индивидуальные предприниматели. Основная цель которых – прибыль. Нужно заработать, иногда в ущерб безопасности. В момент аварии, которая произошла под Пустошкой, водитель около 13 часов находился за рулем. Хотя не должен управлять автобусом более 9 часов. При этом отдых необходим через первые три часа пути и через каждые два следующих. Кроме того, не был включен тахограф – бортовой прибор, который регистрирует скорость ТС, время в пути, периоды отдыха экипажа. С 1 апреля 2013 года транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров по междугородним и международным маршрутам, должны в обязательном порядке быть оснащены тахографами. Кстати, аналогичное требование предъявляется теперь и к ТС массой от 3,5 тонны, используемым для перевозки грузов.
- С момента вступления закона в силу, мы сразу же начали проверять предприятия и индивидуальных предпринимателей.
Нарушений – море, - сетует начальник Госавтодорнадзора Александр Алексеев. – В итоге Госдума отменила штрафы до апреля 2014 года. Либерализация нашего законодательства не приносит ничего хорошего. Для сравнения: водители в европейских странах могут получить штраф в размере 20 тысяч евро за отсутствие тахографа и не рискуют нарушать.
Кстати, бывают случаи, когда водители меняются прямо на ходу – экономят время и вроде бы как стараются соблюдать тот самый режим труда и отдыха. Такое мастерство, конечно, удивляет. Или все-таки правильнее это назвать безрассудством?..
Одним из способов дисциплинировать водителя автобуса (да и обычной легковушки) можно считать установку видеорегистратора. Водитель и сам будет стараться не нарушать правила, и в случае ДТП проще определить виновного. Сейчас наличие этого нехитрого прибора – дело добровольное и не предписано никаким законом. Хотя в псковском автобусном парке большинство транспортных средств уже оборудовано видеорегистраторами. По словам Александра Алексеева, с этого года активно начала внедряться спутниковая система навигации ГЛОНАСС. На сегодняшний день она установлена более чем на 900 автобусах в Псковской области. Правда, система не дает никаких результатов для контролирующих органов. Прежде всего, в ее работе заинтересован руководитель предприятия, который сможет знать, находится ли автобус на маршруте, соблюдает ли скоростной режим, где останавливается.
- Существуют определенные нормативы для контроля за состоянием пассажирского автотранспорта, - говорит генеральный директор ГППО «Псковпассажиравтотранс» Георгий Лупандин. - Мы технический регламент выполняем, выполняют ли его индивидуальные предприниматели – трудно сказать. При заезде в парк сотрудники нашей службы ОТК проверяют каждый автобус на наличие неисправностей, а при определенном пробеге отправляют на технический осмотр. Если автобус выходит на линию после ремонта, то его проверяют ночью или утром при выпуске. Кроме того, все водители имеют медицинские справки. Перед началом рабочего дня и после смены все водители проходят тест на содержание алкоголя в крови. Сейчас закон допускает 0,16 промилле, но автопарк придерживается старых правил – только нулевая отметка. Иначе на работу водитель допущен не будет. Кстати, про алкоголь… Очевидцы говорят, что несколько месяцев назад водитель одной из маршруток «Псков-Остров» вышел на рейс «под мухой». Пас-сажиры быстро об этом догадались - горе-шофер с трудом «ловил» дорогу. За руль пришлось сесть одному из присутствующих мужчин. Нужная категория в водительском удостоверении позволяла это сделать. К счастью, обошлось без неприятных последствий. Почему русский человек так устроен, что в состоянии алкогольного опьянения чувствует себя если не хозяином дороги, то большим специалистом по вождению?
Марина ПЕТРОВА.
map@province-pskov.ru
Руководители и водители! Берегите нашу жизнь и свою. Ведь правила безопасности написаны кровью.
А где находились работники транспортной инспекции, когда автобус проезжал пост Кунья?Это был автобус с российскими номерами, а не фура с прибалтийскими номерами,с которой можно и "штраф" для себя поиметь.