
Военные предпочли не обнародовать сразу все детали случившегося, что породило слухи и кровотолки. Неудивительно, что в СМИ появились две версии трагедии. По одной из них БМД-4М, в которой находились курсанты проходящие стажировку, наехала на снаряд. По другой версии они ставили в поле мишени. Возвращаясь назад походным порядком по обочине грунтовой дороги с оконечного рубежа зачетной стрельбы, кто-то из военных в районе мишенного поля наступил в темноте на снаряд. В соцсетях появилась еще одна версия, что это терракт. Через некоторое время представитель Главного военного следственного управления все же уточнил: «По данным следствия около 19.00 после проведения огневой подготовки 11 курсантов выдвинулись на рубеж 1400 м для установки мишени и подготовки мишенного поля к стрельбе. На обратном пути следования примерно в 50 метрах от мишени произошел подрыв неустановленного боеприпаса...» По факту взрыва на полигоне возбуждено уголовное дело по ст. 349 УК РФ (Нарушение правил обращения с оружием и предметами, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц). Военные юристы пока не готовы дать оценку случившемуся - результат чьей-то халатности или трагический несчастный случай. Что это был за снаряд, каким образом он оказался, на какой глубине находился, сколько времени пролежал, сказать пока сложно. И снаряд ли был?
Военный пенсионер, в прошлом сапер, пскович Евгений Лобанов придерживается иной точки зрения:
- Очень похоже, что сработала противотанковая управляемая ракетная система - ПТУРС. У нее большой тротиловый эквивалент - 8-9 кг тротила. Можно предположить, что когда-то проходили стрельбы. Когда именно, теперь вряд ли уже кто скажет. Не исключено, что ПТУРС пролежал в земле не один десяток лет. Так вот, после выстрела, взрыва не последовало. Местность на предмет неразорвавшихся боеприпасов, как полагается, обследовали, но пуск не нашли. Проблема в том, что после пуска ПТУРС находится в боевом положении. И достаточно не просто наступить на него, не говоря уже о том, чтобы наехать, но и прикоснуться, чтобы адская машина сработала.
- Боеприпас находился в земле долгое время, - полагает начальник управления боевой подготовки ВС РФ Иван Бувальцев, не конкретизируя его тип. - Здесь в зимний период для проведения учений использовалась техника, которая прочищала проходы для техники. Вероятно, сейчас следствие будет показывать, что в результате работы отвалом, может быть, боеприпас был извлечен и находился на обочине.
- Учебный полигон в районе поселка Струги Красные - многофункциональный, - пояснил военнослужащий N. - Здесь работают по мишеням боевыми снарядами. Здесь же проходят полевые занятия у десантников. Этот трагический случай показал, что в таком совмещении нет ничего хорошего. Я могу предположить, что сработавший боеприпас давнего происхождения. В 70-х годах на нашем полигоне обкатывали новую бронетехнику, проверяя броню на прочность стрельбой из артиллерии. Возможно, боеприпас остался с тех пор. Хотя, каждый боевой выстрел отслеживается. Если нет разрыва, помечается. Потом идёт развернутой цепью рота, помечая флажками боеприпас или дырку, где он в землю ушёл. Ищут, пока не найдут. Затем работают сапёры. Боеприпасы обычно подрывают на месте.
Гибель в мирное время военнослужащих - ЧП, поэтому на место происшествия оперативно вылетела комиссия Министерства обороны, которую возглавил лично командующий ВДВ генерал Владимир Шаманов.
Раненых по приказу министра обороны отправили бортом в военно-медицинскую академию в Питер.
- Доставленные к нам военнослужащие пребывают в стабильном состоянии, - заверил заведующий кафедрой и клиникой Военно-полевой хирургии Игорь Самохвалов. - Они получили множественные осколочные ранения мягких тканей. Сейчас мы их обследуем: диагностируем полученные повреждения с помощью компьютерной томографии и ультразвука.
По информации пресс-службы Минобороны «Курсанты находятся в стационаре. Специалисты академии выполнили дренирование и дезинфекцию ран, также провели томографическое обследование пациентов. Состояние здоровья пострадавших военнослужащих оценивается как средней степени тяжести».
Тела погибших курсантов Александра Постойкина (Молдовы), Михаила Пасканного (Бишкек), Антона Соловьева (Курск), Максима Никитина (Абинск) Израила Евлова (Назрань) доставили в Рязань. С ними попрощались в родном вузе. Погибшего сержанта - местного жителя похоронили в Стругах Красных.
Александр МИЛЬКА.
- 13 апреля 2011 года на учениях 106-й Тульской дивизии ВДВ в Стругах Красных в стволе самоходной артиллерийской установки взорвался неисправный боеприпас. Экипаж из четырех человек - погиб.
- 28 июня 2012 года в Псковской области на учениях срочник из Красноярска Никита Пермяков погиб под гусеницами БМД. На развороте БМД увеличила градус и задела вышку учета, на которой солдат фиксировал результаты попаданий.
- 24 сентября 2012 года на учениях в Стругах Красных погиб командир полка 76-й дшд полковник Роман Ильясов На бронемашину, на кузове которой он находился, рухнуло дерево.
- 21 сентября 2013 года: во время учений военнослужащего 25-й отдельной мотострелковой бригады переехало гусеницами многотонной машины. Боевая машина врезалась в дерево. Солдат, сидевший снаружи, упал с бронетранспортера под гусеницу МТ-ЛБ Ему ампутировали ногу.