ГРИМАСЫ ЧЕРНОГО КОТА
Гродненцы трепетно относятся не только к туристической инфраструктуре, как к способу пополнения казны, но и к среде своего повседневного обитания. Не знаю, как в спальных районах, но в центре города я не заметила облупившихся фасадов и разбитых тротуаров. Все дома отделаны «с иголочки», как будто капремонт в них завершился только вчера. В каждом районе города есть парки, кинотеатры и центры семейного отдыха. Помню, как один из сотрудников местного исполкома, сопровождавший нас в поездке, сокрушался по поводу вируса, поразившего местные каштаны. О том, чтобы вырубить больные деревья, речи не шло. Власти готовы биться за каждое дерево, вкладывая немалые деньги в лечение. Благо, методики спасения зеленых насаждений учеными разработаны и успешно применяются. И еще одна забавная деталь - на информационных баннерах Гродненской автоинспекции размещена фотография... думаете мужчины с жезлом? Отнюдь! Черного кота. Вид у него вполне дружелюбный, но дорогу, ясное дело, ему лучше не переходить - себе дороже будет. Вот такой изящный намек на соблюдение правил дорожного движения.
Есть у Гродно одна особенность, о которой местные жители говорят редко, потому что для них это естественно. Речь идет о толерантности. Здесь католические и православные храмы стоят по соседству с синагогами и молельными домами, и никого это не возмущает. На территории самой маленькой в Беларуси области мирно сосуществуют 87 национальностей. В том числе узбеки, грузины, татары и армяне. Коренным белорусам просто в голову не придет назвать их «черными», или «лицами кавказской национальности». И те, и другие чувствуют себя полноценными хозяевами и не дерутся за место под солнцем. Они ходят друг к другу в гости, ездят на рыбалку, помогают копать картошку и создают семьи. В общем, цивилизованно соседствуют. Так уж совпало, что именно в дни пресс-тура на овощебазе в Бирюлево произошли всем известные события. Белорусы были в шоке. Они искренне не понимали, «как можно жить рядом и собачиться». В Гродно, как говорится, пошли другим путем. Каждый год здесь проходят Республиканские фестивали национальных культур, объединяющие десятки тысяч человек. Что вполне логично - там, где есть место празднику, не может быть вражды. Кстати, на ежегодной пресс-конференции для российских СМИ Александр Лукашенко заявил, что «национального вопроса в Беларуси не существует». По словам президента, в его стране нет места межконфессиональным и межнациональным распрям, и не существует специального ведомства по делам национальностей. «Но если, допустим, какие-то люди угрожают безопасности государства, и этот конфликт угрожает безопасности государству, то у нас есть КГБ. Он обеспечивает безопасность своими методами», - добавил глава государства многообещающим голосом.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО ГУБЕРНАТОРА
Председателя Гродненского горисполкома (у них названия властных структур не менялись с советских времен) Семена Шапиру можно смело отнести к разряду Гродненских достопримечательностей. Еврей с белорусскими корнями и широкой русской душой за несколько лет сделал область лучшей в стране по разным показателям. В первую очередь, сельскохозяйственным и промышленным. Но я расскажу историю, которая не имеет к этому никакого отношения. Она очень личная, и касается странички из жизни Гродненского главы исполкома.
Взяв пример с Лукашенко, он так же дал пресс-конференцию для российских СМИ. Изучив список журналистов, Шапиро заметил, что на встрече присутствуют и псковичи. Председатель горисполкома обрадовался нам, как старым знакомым и признался, что лучшие годы его молодости связаны с Псковской областью. Будучи студентом Минской академии народного хозяйства, Семен Шапиро два года жил в деревне Пески Куньинского района. Работал в местном колхозе, председателем которого был Александр Сметана. Шапиро рассказал, что в советские годы жизнь на селе была далеко не такой безоблачной, как принято сейчас изображать. Крестьянский труд всегда был тяжелым и низко оплачиваемым, а если учесть, что Псковщина относилась к зоне рискованного земледелия, за урожай в прямом смысле слова приходилось бороться.
- В Песках жили в основном женщины, а с сильным полом был напряг, - рассказывает Шапиро. - Впрочем, встречались и творческие личности. Механизатор по фамилии Малина писал стихи и любил поговорить о высоком за рюмочкой самогона. Кстати, именно в Песках я впервые в жизни попарился в баньке по-черному, и это была лучшая банька из тех, что я когда-либо пробовал. Очень благодарен за это псковичам.
Забегая вперед, скажу, что мне удалось поговорить с жителями деревни Пески, в которой жил когда-то нынешний глава Гродно. Те, кто мог его помнить, к сожалению, уже ушли в мир иной. Зато уроженец Песков Олег Савельев - ныне депутат областного Собрания и председатель Куньинского райпо - дал мне телефон жены того самого председателя колхоза: Нина Сергеевна Сметана живет теперь в Великих Луках. Она рассказала, что муж ее Александр умер больше тридцати лет назад от острой сердечной недостаточности. Однако связи этой семьи с Беларусью не ограничиваются чисто географическим соседством. Нина родом из города Воложин Минской области, что совсем близко от Гродно. А в деревне под Бобруйском похоронен Александр Сметана, и там до сих пор живет её свекр...
Ульяна МИХАЙЛОВА.
Продолжение следует.