
ЛУКОМОРЬЕ В КОРОБКЕ
Их семейному театру «Лялька» всего три года, но о нём уже знают едва ли не по всей России. Да что там России: совсем недавно дружное семейство вернулось с международного фестиваля национальных культур «Вентспилсский венок» в Латвии а неделей раньше Никитины привезли диплом победителей II степени межрегионального фестиваля семейных любительских театров «Сказка приходит в твой дом». Современные родители зачастую забывают о важности игры с ребёнком в куклы, но только не в этой семье. Правда тринадцатилетняя Оля играет не в куклы, а куклами. И делает это почти профессионально. Но три года назад, когда мама попросила её надеть на руку не варежку, а хвост Русалки, Оля её не совсем поняла.
- Наш театр зародился из поговорки «голь на выдумки хитра», - смеётся Игорь Никитин, композитор и сценарист псковского семейного театра «Лялька». - К своему юбилею жена делала очень интересную выставку, она художник, там были представлены работы разных жанров. Любая выставка предполагает выступление приглашённого артиста. Галя взяла обычную коробку и решила, чтобы из неё появлялись персонажи пушкинского «Лукоморья». По её идее, дочка должна была показать небольшой спектакль. В итоге по-
тратили невероятно много времени и сил, но довели спектакль до ума… С готовой постановкой семья выступала в детсадах и школах.
- Профессионалы знают, что можно обмануть кого угодно, но не ребёнка. Если ему неинтересно, он и слушать не будет. Его не проведёшь. И все наши дипломы, грамоты – ничто по сравнению с тем, что малыши весь спектакль сидят и завороженно смотрят, -единодушны участники труппы театра «Лялька».
А в 2011 году «Лукоморье в коробке» отправилось в столицу на Всероссийский тур московского городского фестиваля театрального семейного творчества, где стали лучшими в номинации «За оригинальность постановки». Главный режиссёр Детского музыкального театра имени Н.И. Сац Виктор Рябов даже отметил, что «сворует» у «Ляльки» идею с перчаткой-перевёртышем: ловким движением руки Волк превращался в Бабу Ягу.
Я ДОСТАЮ ИЗ ШИРОКИХ ШТАНИН…
Но перчатка-перевёртыш – это ещё «ягодки» по сравнению с необыкновенными штанами-ширмой, которые придумала художник по костюмам театра и мама Галина Изотова для нового спектакля «Балда» по мотивам сказки Пушкина. В спектакле куклы «вылезали» из широких штанов, надетых на Олю. Металлический каркас сложной конструкции крепился на пояс девочки, внутри был пришит мешок с частью кукол, другая часть удобно расположилась в многочисленных карманах. Многочисленных, потому что в этом спектакле 13 персонажей.
- Над постановкой можно работать только тогда, когда вся техническая работа уже сделана. А она самая трудоёмкая, занимает, пожалуй, 85 процентов от времени подготовки спектакля. Над этим, например, я трудилась восемь месяцев, - рассказывает Галина.
Моноспектакль – очень тяжелый театральный жанр. Удерживать внимание аудитории в одиночку ещё сложнее. Но Оле Никитиной это удаётся. Может быть, дело в корнях? Моноспектаклями занимался отец Игоря. Причём настолько профессионально, что когда Игорь пришёл в театр, где главным режиссёром был другой Олин дедушка - Леонид Изотов, он первым делом спросил будущего зятя, не сын ли он «того Никитина». Вместе с Леонидом Игорь тоже начал делать постановки в этом сложном жанре. А сейчас?
- Наигрались. Мы в достаточном возрасте, а сцена должна быть за молодыми. Конечно, со своим багажом и опытом я бы теперь ещё как прочитал Балду, но это то же самое, что мне сейчас Ромео играть. Я уже всё про него знаю и понимаю, но я-то уже не Ромео, - объясняет папа.
Так и получается, что в театре «Лялька» режиссёром зачастую становится единственный актёр. Хотя помощь «бывалых» папы и дедушки Оле всегда только в радость.
КРАСНЫЕ ИЛИ БЕЛЫЕ?
Именно спектакль «Балда» занял второе место на межрегиональном фестивале, о котором шла речь в начале. Рассказывая о своих многочисленных победах, Никитины слегка грустнеют:
- Во всём этом есть негативный момент. Семейный театр как таковой никому не нужен, он никому не принадлежит, и поэтому мы сами никуда его не можем выставить. Он должен обязательно принадлежать какой-нибудь организации. Это напоминает революционное движение: если ты не за красных и не за белых, тебя будут бить и те, и другие. Вот мы и выступаем от школы или ГКЦ.
Ни образовательное учреждение, ни учреждение культуры оплачивать поездки на конкурсы не будут. Крупные поездки «Ляльки» устраивают органы областной власти. Финансирования удалось добиться благодаря многочисленным заслугам. Но завистники «беснуются» в комментариях к информационным сообщениям об успехах талантливой семьи. Хотя ни один из профессиональных театров не смог бы отправиться в Москву, например, на выделенные десять тысяч рублей - суммы хватит лишь на проезд туда и обратно трём участникам труппы.
- Все свои представления мы показываем в школах или детсадах бесплатно. Мы не рассчитываем на деньги, рассчитываем только на развитие своей дочери, - рассказывают родители. - Сейчас однобокость не приветствуется. Нужно что-то уметь, чтобы было потом, из чего выбирать. Это как в сказке о Буратино, где ребёнок просунул нос в нарисованный очаг, за которым оказался театр. Ему просто было любопытно. Вот пока нашей дочери интересно, будем над этим трудиться.
Сейчас они вовсю работают над спектаклем по мотивам «Золушки». Куклы в этой постановке на порядок сложнее. К апрелю новый спектакль должен быть готов. И если когда-нибудь у вас появится возможность увидеть это или любое другое представление «Ляльки», советую не упускать её.
Наталья ИГНАТЕНКО.
Фото из архива семьи.
Молодцы!!!! И семья Никитиных и автор статьи!!!!