
Не обошла этот вопрос и «Псковская провинция» («Прощай, Карлсон? Может, читать вовсе вредно? Актуальный вопрос к началу учебного года» №35 (9631), 04/09/2013). Например, книга «Карлсон, который живёт на крыше» Астрид Линдгрен запретили по статье 5, пункту 2.4 (информация, отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям). С тех пор возмущение поутихло, да и новых «запретных» книг не появилось. Но три месяца спустя активизировалась прокуратура Ставропольского края. Книги поэта Сергея Есенина и писателя Владимира Набокова попали в список литературы, которую ставропольские прокуроры потребовали изъять из библиотек школ за «эротику, мистику, ужасы и хулиганские стихи».
Прокуратура обнаружила в ходе проверки в школах книги, «несовместимые с задачами образовательного процесса». Представитель прокуратуры Курбангали Шарипов заявил, что ведомство потребовало изъять работы некоторых авторов. «В частности, произведения Набокова, в которых есть мистика, а также Есенина с его хулиганскими стихами. Школьникам рано читать такие книги», - сказал представитель прокуратуры. По словам Шарипова, произведения Есенина и Набокова негативно влияют на школьников и пробуждают в них «боязнь темноты, призраков, ночные страхи и создают проблемы в общении между сверстниками». Директора школ обязаны в течение месяца отчитаться перед прокуратурой об изъятии вредоносных книг. После этого ведомство может повторно провести проверку.
Что же, ставропольским школьникам теперь не прочитать русских классиков, или выход есть?
- Если прокуратура выносит представление, то отвечают на него именно те, кому оно и вынесено, - отмечает Галина Парчинская, начальник отдела контроля за исполнением законодательства в сфере образования Государственного управления образования Псковской области. - В этой ситуации отвечать должны школы Ставрополя. Если они считают, что прокуратура не права, то могут обжаловать прокурорское представление в суде.
В Министерстве образования Ставропольского края, которое и должно разбираться с подобными заявлениями прокуратуры, отказались пообщаться с журналистом «Псковской провинции», ответив на нашу просьбу прокомментировать ситуацию: «Обращайтесь к заместителю председателя правительства Ставропольского края Ирине Кувалдиной, она курирует этот вопрос». Но со ставропольской чиновницей нам так и не удалось пообщаться: «У Ирины Владимировны много дел: день расписан по минутам», - сообщили в её приёмной. А вот директора ставропольских школ не отказались от общения с псковичами:
- К нам ничего из прокуратуры не приходило. А если придёт – не пустим, - шутит Александр Онищенко, директор МБОУ средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением английского языка №1 города Ставрополя. – Я знаю, что губернатор уже дал задание Минобразованию разобраться в этом вопросе. В школьной программе есть и Есенин, и Набоков, а сами мы ничего менять в ней не можем. Так что пока нас это нововведение не коснулось, хотя и удивило.
Николай Шишкин, директор МБОУ средняя общеобразовательная школа №26 города Ставрополя так же подтвердил, что пока из его школы Набокова и Есенина никто не забирает: «И они, и все остальные писатели на месте». Да и сама прокуратура Ставропольского края через некоторое время опровергла своё заявление: «Соответствие образовательному процессу произведений Сергея Есенина, Владимира Набокова и других писателей не являлось предметом прокурорской проверки». А заявление старшего помощника прокурора края Курбангали Шарипова, со ссылкой на которого СМИ распространили новость о проверке, ведомство назвало частным мнением. Кажется, ещё одна атака на русскую классику отбита. Когда будет следующая?
Спустя неделю стало известно, что старший помощник прокурора Ставропольского края по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи Курбангали Шарипов признан нарушителем двух приказов Генерального прокурора России. В ходе проверки установлено, что он нарушил требования приказов Генерального прокурора РФ от 23 октября 2009 года N341 «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации» и от 7 декабря 2007 года N195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», отмечается в пресс-релизе региональной прокуратуры: «Приказом прокурора края от 25 ноября Шарипов освобожден от занимаемой должности и уволен из органов прокуратуры».
Павел ДМИТРИЕВ.