Наш читатель получил письмо от бдительных сотрудников государственной автоинспекции. Дескать, такого-то числа он совершил административное правонарушение, превысив установленную законом скорость на данном участке дороги на 23 километра. «Ерунда какая» - удивился пенсионер, твёрдо уверенный в том, что в этом месяце он на своей «ласточке» никуда не выезжал из родного гаража, и продолжил чтение казённой бумаги. Увеличение степени изумления Ивана Терентьевича росло в прямо пропорциональной зависимости от дальнейшего текста послания: оказывается, «гонял» он не где-нибудь, а в подмосковном Звенигороде.
- Да я в этом Звенигороде в жизни не был! - пылко заверяет нас пенсионер. - Купил машину два года назад, живу в Торошино, в лес хожу, хозяйством занимаюсь, поэтому и езжу, в основном, окрестными дорогами. Этого нарочно не придумаешь: старый дед, по щучьему веленью, по чьему-то там хотенью, оказался под Москвой да ещё и нарушил что-то…
Последнее особенно задело мужчину. Его водительская репутация идеальна: водит автомобиль с 1979 года и ни разу не получал ни одного штрафа. Впрочем, дело, конечно, не в деньгах.
- Мне пятьсот рублей не жалко. Но здесь дело не в деньгах, дело в истине. Зачем мне чужие проблемы? И потом, я ведь ещё буду ездить на машине, не могу гарантировать, что ничего и никогда не нарушу, а это уже повторный штраф. Оно мне надо? - возмущается «чудесами» Иван Терентьевич.
«Чудес» здесь нет. Произошла ошибка в системе видеофиксации правонарушений. Эта система не так давно пришла к нам из Европы, но уже сейчас стационарные радары работают во всех регионах страны. Они контролируют скоростной режим, выезд на «встречку» и спецполосы для общественного транспорта. Информация с камер стекается в Центр автоматизированной фиксации административных правонарушений (ЦАФАП). Данные о нарушителях сначала проходят первоначальную автоматическую обработку, а потом операторы проверяют информацию за компьютером и направляют ее на сервер ГИБДД, где она сверяется с базой данных. После автоматически составляется постановление об административном правонарушении, а инспектор в течение трёх дней с момента нарушения высылает «письмо счастья», включающее копию данного постановления и фотографию. На снимке, приложенном к письму Ивану Терентьевичу, машина, удивительно похожая на его автомобиль. Совпадают марка, цвет, даже номерной знак. Вот только цифры региона плохо различимы: то ли там псковские 60, то ли – московские 50.
- Обычно номерной знак можно различить, даже если он очень загрязнён. В большинстве случаев номера просматриваются чётко. Но нарушения фиксируются в автоматическом режиме, поэтому иногда есть и брак, случаются ошибки, - объясняет Анатолий Рожков, начальник ЦАФАПа по Псковской области. – У нас в центре таких ошибок было всего пять за 2013 год, система надёжная. Но всё-таки это техника. В таких ошибках ничего страшного нет, о них просто нужно сообщать и вместе разбираться. Из-за того, что ошибки достаточно редки, каждое обращение рассматривается индивидуально и досконально изучается.
Правда, в конкретном случае представители областной автоинспекции ничем, кроме совета, не смогли помочь пенсионеру: правонарушение было совершено в Московской области, и жалобу необходимо писать именно в то подразделение, которое выносило постановление.
- Это единственная статья в Административном кодексе, когда собственник должен доказывать свою невиновность. Если кто-то другой управлял транспортным средством, именно собственник приводит соответствующие доказательства: договор купли-продажи, доверенность, страховой полис. Если же машина собственника вообще не находилась на месте совершения правонарушения, как в этой ситуации, тоже нужны подтверждения: подойдут документы о больничном собственника транспортного средства, командировочные, свидетельские показания, - даёт советы пострадавшему пенсионеру, а заодно и всем читателям «Псковской провинции» Анатолий Рожков.
Воинственно настроенный Иван Терентьевич уже заручился свидетельствами соседей и справкой из сельсовета о том, что в те дни своей деревни не покидал.
Наталья ИГНАТЕНКО.