
В советские времена, когда все подчинялось учету и контролю, жизнью ребенка правил режим, а умами родителей - американский доктор Спок. Других вариантов даже не рассматривалось. В 90-е пришла мода на антиавторитарное воспитание. Ребенку позволялось самому выбирать, что есть, когда и чем заниматься. Якобы отсутствие ограничений развивало в нем творческое начало. Плоды воспитания на «японский манер» в нашей стране оказались горькими. Без разумных запретов дети выросли циничными и неуправляемыми. У «споковцев» же были замечены другие крайности в поведении – эмоциональная зажатость, сухость и узость мышления. Так можно ли достичь золотой середины, при которой самодисциплина и ответственность ребенка не мешают развиваться его таланту, а умение планировать сочетается с гибкостью. Беседуем на эту тему с кандидатом психологических наук Ириной НИКОЛАЕВОЙ.
- Режим дня является пережитком прошлого, или моды?
- Это не мода, а базовая потребность растущего организма. Если режим дня составлен грамотно, он дает ощущение спокойствия и безопасности. Становится палочкой-выручалочкой, которая помогает не только малышу, но и всем членам семьи мирно сосуществовать. Впрочем, это совсем не значит, что надо жить по секундомеру. Такой режим дня только навредит. Главное - без фанатизма
- Еще несколько лет назад в роддоме принято было кормить младенцев строго по часам, а некоторые молодые мамы придерживались такого режима и после выписки. И будили детей, если они просыпали ночное кормление. А стоило ли?
- Ни в коем случае. Младенцы гораздо ближе к природе, чем взрослые, и они сами устанавливают наиболее оптимальный для себя режим. Задача родителей в этом естественном процессе простая – не мешать! Если ребенок сухой и накормленный, и у него здоровая нормальная мама, как правило, он живет по биоритмам, которые органичны ему самому и той среде, в которой он существует. Сон в младенческом возрасте надо всячески оберегать. А если малыш проголодается, вы об это тотчас же узнаете.
- Для детей постарше камнем преткновения является дневной сон. Некоторые вольнолюбивые особы укладываться в постель решительно не хотят, чем приводят в замешательство родителей. Можно ли обойтись без полуденного отдыха?
- Уверена, что нельзя, особенно ребенку двух-трех лет, психика которого очень чувствительна. Без дневного сна к концу дня малыша, как говорят родители «в кучу не собрать». И не потому, что он такой избалованный и не умеет себя вести, а потому, что его нервная система перенапряжена. Ребенку нужна разрядка – либо смех, либо плач. Поэтому он либо веселится, либо вредничает, и никак не может остановиться. Так что если днем у малыша сна ни в одном глазу, пусть хотя бы полежит в тишине.
- Труднее всех соблюдать распорядок дня гиперактивным детям, которым больше минуты на месте не усидеть. Может быть, не стоит насиловать их природу?
- Все с точностью до наоборот. Для такого ребенка режим может и должен быть использован, как средство терапии. Надо заметить, что, сейчас гиперактивных, перевозбужденных детей стало больше, чем 15-20 лет назад. Связано это с современным образом жизни. Вокруг нас все время что-то мигает и перемещается, одна картинка сменяет другую, информация не успевает уложиться в голове. Кроме того, городские жители часто прибывают в состоянии цейтнота. Времени ни на что не хватает. Чтобы заняться своими делами, родители включают ребенку мультики или развивающую игру на компьютере. И не понимают, какой большой информационной нагрузке подвергается его нервная система. Рано или поздно количество раздражителей переходит в качество, и может наступить срыв. Для того, чтобы его предотвратить, нужно снизить нагрузку на нервную систему с помощью алгоритма последовательных действий, чередования активности и спокойных занятий. Это и есть режим дня.
- Правда ли, что дети, которые соблюдали режим дня, в будущем становятся более ответственными и успешными?
- Думаю, что это утверждение справедливо. Хотя то, будет ли ребенок успешным, зависит от свойств его личности, а уже потом от режима дня, и вообще среды, в которой эти свойства формируются. Режим дня дисциплинирует ребенка, формирует у него полезную привычку делать все последовательно и вовремя. Умение планировать свой день имеет большое значение в начальной школе. Особенно в 1 классе, когда полностью меняется ритм жизни и появляется масса новых обязанностей. Для того, чтобы все успеть и не переутомиться, нужно грамотно распределить время. Распорядок дня в этом смысле играет роль подушки безопасности. Когда все понятно и предсказуемо, и нервная система работает в «штатном» режиме.
- Нужно ли, планируя день, учитывать индивидуальные биоритмы ребенка?
- Иначе никак, ведь от этого зависит качество жизни вашего малыша, его душевное и физическое здоровье. Одним из проявлений биоритмов является разделение людей на «сов» и «жаворонков». Уже в раннем детстве будет понятно, к «совам» относится ребенок или к «жаворонкам» Ночных «пташек» бесполезно будить в 7 утра, но и позволять им спать до полудня, когда пора идти гулять, не стоит. А ради «жаворонка» придется пожертвовать несколькими часами утреннего сна, иначе потом весь день пойдет наперекосяк. Режим, основанный на индивидуальных биоритмах, является для ребенка оптимальным.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru