В Государственном музее-заповеднике А.С Пушкина «Михай-ловское» завершился второй круг мастер-классов, в ходе которых петербургские фольклористы-этнографы занимались с участниками местных фольклорных коллективов. Проходили мастер-классы в рамках проекта «Возрождение пушкинской фольклорной среды» или «Тетрадка псковских песен, записанных с голоса…». Проект разработали в музее-заповеднике, где с недавних пор ведут работу по реконструкции старинных песен, в том числе и записанных Пушкиным, когда он жил здесь, в родовом Михайловском, в ссылке «Тетрадка…» оказалась счастливая - проект пушкиногор-ских музейщиков вошёл в число победителей Первого Всероссийского конкурса региональных проектов «Культурная мозаика».
В орбиту проекта вовлекли пять фольклорных коллективов: народный хор Пушкиногорского культурно-досугового центра, детский фольклорный ансамбль «Рябинушка», фольклорный ансамбль Пушкиногорской ДШИ «Частушка», семейный фольклорный ансамбль деревни Ворсули Пушкиногорского района, ну и, конечно, музейный фольклорный ансамбль. Под руководством Ирины Поповой - кандидата искусствоведения, доцента кафедры этномузыкологии Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова и Алексея Мехнецова - музыковеда-фольклориста, музыкального мастера, собирателя и исполнителя аутентичного фольклора в этот раз музыканты прошли много нового для себя. Осваивали хороводные фигуры, разучивали старинные песни - очень на самом деле сложные для современного человека, если петь их правильно, совершенствовались в игре на инструментах, которые бытовали здесь в пушкинское время - гусли, балалайка, рожок, гудок… Всего этой осенью в рамках проекта «Тетрадка псковских песен…» уже проведено 39 мастер-классов, на которых присутствовали более 70 музыкантов-любителей из пяти фольклорных коллективов Пушкиногорского района.

- Наш человек испорчен влиянием современной музыки, - констатирует Алексей Мехнецов, - и поэтому ему сложно бывает порой переключиться на законы традиционной музыки. Во-первых, не всякий может импровизировать, а народная музыка построена на импровизации. Во-вторых, современного человека смущают непривычные, как бы диссонансные для его уха созвучия… Это особое звучание, и современным людям это тяжело - чем дальше, тем больше. Слух портится с каждым годом, с каждым поколением, традиционная культура всё более и более отдаляется он нас. Музыкант как бы не владеет этим языком: ему когда-то показали пару аккордов, и он их повторяет, играет по затвержённому. Плюс - и это ещё одна проблема - нет «слухового поля». Раньше как было? Пришёл человек на один праздник, послушал там игру хорошего гармониста. Пришёл в другое место - послушал ещё одного, тоже хорошего, но уже совсем другого, третьего, десятого - вот слуховой багаж уже и большой. И в результате, у человека получается что-то своё: от каждого он что-то «схватил», сквозь себя пропустил... Сейчас такая возможность вроде как бы и есть - возьмите Интернет, пожалуйста, сколько там всего - много, очень много. Но «схватывания» не происходит - потому что живого общения не происходит…
С музейным проектом ничего подобного не произойдёт, убеждены его организаторы. Хотя бы и потому, что своеобразной «высшей точкой» его в нынешнем году станет районный фольклорный фестиваль «Покровская ярмарка», где пушкиногорские музыканты смогут показать, чему научились, а гости - фольклорные коллективы из Пскова и Новоржева, да и вообще все желающие - их послушать и, глядишь, подбросить в общую копилку что-нибудь своё. Фестиваль запланирован на 18 октября, и, как надеются в музее, станет подарком району - своего рода туристическим брендом, который можно и нужно развивать.
Алина ЕГОРОВА.