В прошлом номере мы говорили о навыках невербального общения, а сейчас выясним, какими неисчерпаемыми ресурсами и силой обладает человеческая речь. Если, конечно, использовать ее умело.
Если человек (особенно ребенок) почему-то специально проводит некоторое время с нами, хотя и не начинает разговор, это свидетельствует о его подсознательном стремлении к общению. В таких случаях следует начинать разговор первыми. При это нужно:
- максимально учитывать эмоциональное состояние собеседника и начинать разговор только при благоприятных состояниях. Не зря говорят, что на прием к начальнику нужно идти после обеда;
- первая реакция на любые слова собеседника должна быть положительная, отрицательные реакции могут быть даны позднее.
Не удержаться от одного примера . Давайте представим, что ваша дочь-старшеклассница в пятницу пришла из школы и с порога заявила: «Сегодня мы с друзьями на все выходные едем на дачу. Вернемся в понедельник, прямо в школу». Ваша реакция? «Как!? Не позволю!», «Что вас туда несет!?». А какой должна быть реакция: «Как хорошо вы придумали!», «А кто у вас это предложил?», «А как же я без тебя справлюсь?» «А когда же ты сможешь выучить уроки?». Может быть, удастся убедить, что не следует ехать, а может, и не получится. Однако с уверенностью можно сказать что в первом случае контакт с ребенком не состоится. Он может обидеться, замкнуться или даже ослушаться.
ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ
Для того, чтобы общение в семейной жизни было эффективным, попробуйте:
- использовать паузы, когда собеседник не может отвечать сразу и делает паузы (для общения «на равных») и когда собеседник говорит что-либо неприятное для нас (чтобы он «услышал» собственный голос);
- если предстоит неприятный разговор с провинившимся человеком, особенно с ребенком или партнером по браку, то не следует его начинать с упреков, лучше - с того положительного, что есть в этом человеке;
- если предстоит обсудить с собеседником несколько вопросов, то вначале рекомендуется вести беседу по вопросам, по которым мнения совпадают;
- когда слушаем, необходимо внимательно смотреть на собеседника и не стесняясь проявлять реакцию. Говорящему необходимо знать, что мы слушаем и как мы относимся к тому, о чем идет речь в беседе;
- оперировать в процессе общения только теми аргументами, с которыми согласен наш собеседник;
- не терять предмет разговора и стараться не переходить с обсуждения ситуации на обсуждение личности.
В середине прошлого века в США проводилось широкомасштабное исследование по выявлению причин большого числа разводов. Для этого проводился анализ текстов-диалогов супругов, которые были записаны с помощью датчиков, приклеенных к окнам мойщиками стекол и выкупленными исследователями. Основной причиной разводов оказались частые конфликты, а основной их причиной стало неумение супругов эффективно общаться, сохраняя прежде всего предмет разговора. Психологи приводят пример. Супруги пришли с кинотеатра, и муж говорит: «Какой чудесный фильм мы посмотрели!». На что жена отвечает: «Что ты понимаешь в фильмах! Тебе и прошлый фильм понравился». И получается, что уже со второй фразы диалога речь идет не о достоинствах и недостатках фильма, а о том, какой он знаток кинематографа.
ПРОСТЫЕ ПРАВИЛА
Не следует говорить плохо о личности отсутствующего, даже если он в чем-то и виноват. В исключительном случае можно сказать лишь о его плохом поступке:
- первое замечание ребенку, как и любому другому собеседнику, лучше всего сделать наедине
- свою оплошность признавать сразу, опережая критику, - это лишит собеседника повода для разговора с кем-либо о вашем поступке;
- помнить, что в конфликте всегда виноваты все, чаще две конфликтующие стороны. Если, например, вас обидели, но вы не ответили, то обида возникнет а конфликт - нет. Необходимо научиться сдерживать себя. Для этого, например, в критический момент можно сосчитать до 30, провести языком по зубам или сделать несколько глубоких вдохов;
- использовать как можно больше юмора в общении, даже если разговор идет о серьезном. Для этого можно использовать «домашние» заготовки - ключевые слова старых шуток или анекдотов;
- с детьми нужно общаться уважительно, не подавляя их своей солидностью и статусом;
- каждый успешно решенный вопрос собеседником должен быть отмечен нами;
- в конце беседы не забывать подвести итоги и отметить то положительное, что удалось решить и, особенно, что положительного проявил наш собеседник во время беседы.
Как видим, правила простые, во всяком случае, в отношении речевого общения. С близкими людьми, да и со всеми, нужно общаться уважительно и мягко. И чаще вспоминать крылатое выражение: «Чем кумушек считать, трудиться, не лучше ли к себе, кума, оборотиться».
Напоминаем, что вопрос профессору Николаеву можно задать по телефону редакции 57-59-01
Записала Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru