
Игорь СТЕПАНОВ, тренер по тай-чи:

- Тренер должен быть справедливым. Это прежде всего. Потому что его воспитанники, как лакмусовые бумажки, мгновенно реагируют на фальшь и обман. Политика двойных стандартов, которую иногда проповедуют взрослые, в отношении с детьми недопустима. Они должны усвоить раз и навсегда, что все хорошее (например, добросовестность и пунктуальность) поощряется, а все плохое порицается. И если наставник говорит одно, а делает другое, ни о каком доверии речи быть не может. Нормальные дети редко бывают идеальными. Иногда они ленятся, халтурят, нарушают дисциплину, бывают невнимательными и рассеянными. Поэтому тренер имеет полное право их поругать. Но сделать это он должен максимально корректно, не переходя на личности. И только по делу, а не потому, что он не в духе или у него зашкаливают амбиции. Скажем так, ругать надо не ребенка, а его поступок. Тогда и обид не будет.
У современных детей такая большая нагрузка в школе, что некоторые, приходя на тренировку, думают только о том, чтобы отдохнуть, разгрузиться. Или, вместо работы над результатом, мечтают усесться за компьютером с шоколадкой в руке, чтобы их никто не трогал. Да и родители иногда приводят ребенка только для того, чтобы он по улицам не шатался. Другие ходят просто посмотреть, устраивая своеобразный кастинг спортивных секций. Вчера на дзюдо были, сегодня на ушу пришли, завтра на каратэ сходят... Такие подходы, безусловно, имеют свою логику, но очень мешают тренировочному процессу и гармоничному развитию личности. Поэтому надо всегда отдавать себе отчет в том, где и ради чего занимаешься. Прежде, чем предложить ребенку заняться тем или иным видом спорта, надо узнать о нем как можно больше. Например, у многих представление о восточных единоборствах складывается из мультфильмов, в которых главные герои играючи побеждают врагов и крушат все на своем пути. А когда воспитанные кинематографом дети приходят в зал и видят тренера невысокого роста, который заставляет их делать самые прозаичные упражнения, их разочарованию нет предела. Поэтому перед началом занятий нужен обстоятельный разговор с ребенком о том, что ему действительно интересно. В противном случае его ждет бессмысленное расходование собственных сил и родительских нервов.
Кроме того, для ребенка всегда очень важно правильно расставить приоритеты. Занятия в секции прежде всего нужны для здоровья и гармоничного развития личности. Что же касается спортивных результатов, то мы не склонны ставить их на первое место, хотя и они имеют воспитательную ценность. Благодаря воле к победе и работе над собой, дети учатся быть успешными, преодолевать трудности, постоянно самосовершенствоваться. Эти навыки очень пригодятся в жизни.
Алексей ВАСИЛЬЕВ, отец подающей надежды спортсменки:

- Моя дочь Арина учится в 6 классе Стремуткинской средней школы Псковского района. За свою относительно небольшую спортивную карьеру (легкой атлетикой она занимается чуть больше пяти лет) девочка неоднократно побеждала в самых разных соревнованиях и выступала наравне с детьми, которые значительно старше по возрасту. Уверен, что во многом это заслуга ее тренера Елены Жужы. Имея большой опыт работы, она смогла вырастить ни одно поколение чемпионов. Многие ее воспитанники тренировались в школе олимпийского резерва. Собственная дочь Елены Михайловны показывала прекрасные результаты в легкой атлетике. Зная это, мы не сомневались, что отдаем своего ребенка в хорошие руки. И не разочаровались. Елена смогла разглядеть и раскрыть способности нашей дочери. И Арина, и другие дети души в ней не чают. Хотя нельзя сказать, что на тренировке созданы тепличные условия. Жужа очень требовательна и строга, особенно к тем, кто халтурит, останавливается на достигнутом или опускает руки из-за временных неудач. Вместе с тем она и пожалеть может, и пошутить, и приободрить. Знает, с кем и как себя вести. В поездках же Елена Михайловна вообще незаменима — заботится о своих воспитанниках, как о собственных детях. Поэтому с ней не страшно отпускать Арину на соревнования. А когда есть доверие к тренеру, то и отношения с ним складываются хорошо. Я считаю, что нашей дочери повезло с наставником, чего желаю всем остальным.
Итак, судя по мнению наших экспертов, идеальный тренер должен:
- Иметь специальное образование и широкий кругозор, а так же чувство юмора и харизму.
- Одеваться скромно, но со вкусом, чтобы привлекать внимание не к себе, а к тренировочному процессу.
- Уметь общаться с родителями и находить индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
- Любить, понимать и жалеть детей.
- Сочетать строгость и требовательность с дипломатичностью и деликатностью.
- Быть хорошим психологом.
- Главным результатом своей работы считать не спортивные результаты ребенка, а его здоровье и гармоничное развитие личности.
Ульяна Михайлова