
Но не всегда есть возможность махнуть, скажем, в Амстердам, чтобы проникнуться творчеством Ван Гога С помощью современных технологий теперь это можно сделать, не покидая пределов страны. К тому же, подобные «репродукции» могут подарить не менее сильные впечатления.
Второй подарок организаторы нашумевшей мультимедийной выставки «Ван Гог. Ожившие полотна», ставшей громкой мировой премьерой, сделали поклонникам «искусства впечатления» - импрессионизма. Шедевры французских импрессионистов, как и ранее великого голландского живописца, в буквальном смысле оживают на огромных экранах под аккомпанемент шедевров классической музыки. Сочетание цвета и звука завораживает, а ощущение того, что ты находишься буквально внутри картины, не покидает до последнего слайда, до последнего аккорда. Это совершенно новый формат выставок: без тяжёлых картинных рам и смотрительниц-бабушек. Гидом становятся собственные ощущения. В первом зале на стендах расположена информация о каждом из одиннадцати героев выставки «От Моне до Сезанна» (как и на предыдущей - об основных этапах творчества Ван Гога). Во втором, уютно расположившись на мягком пуфе (что тоже является приятным во всех смыслах новшеством), ты сам становишься частью мощной световой иллюзии, эмоционального рассказа о художниках, поведанного ими самими. Картины заполоняют всё пространство вокруг. Понять их (хотя импрессионисты как раз утверждали, что их творчество не надо понимать, а надо чувствовать) помогают цитаты самих художников, выплывающие перед демонстрацией полотен. Цитаты мигом превращаются в статусы завсегдатаев социальных сетей, коих здесь собралось немало, судя по тщательному «конспектированию». Организаторы учли и это, а потому на огромном экране в уже третьем зале они публикуют все сообщения-впечатления пользователей «Твиттера», отмеченные специальным хэштегом выставки. Получается впечатляющий виртуальный чат. Здесь же проходят уроки «Школы импрессионизма»: любой желающий, встав за мольберт и вооружившись карандашом, может испытать свои художественные способности, следуя инструкциям видеоуроков. Ещё одно отличие от традиционных музеев - здесь не запрещают, а только поощряют фотосъёмку (правда, без вспышки - чтобы не мешать другим посетителям). Между авторами лучших фотографий регулярно разыгрывается сувенирная продукция или билеты на ещё одно посещение выставки.

В Санкт-Петербурге удивительная выставка пробудет до 31 марта, а затем отправится в столицу. Становится обидно, что столь масштабные культурные события проходят мимо жителей других регионов. До Питера, конечно, ехать значительно ближе, чем до пресловутого Амстердама, но выставка в определённой степени мобильна. Во всяком случае, компьютеры, проекторы и экраны перевозить менее хлопотно, чем экспонаты именитых музеев, а саму выставку часто называют «передвижной». Почему же после «столичных гастролей» не отправить комплекс в турне по регионам, чтобы как можно больше людей могли «побывать внутри» удивительной экспозиции?
- Есть ещё много городов, куда мы хотели бы приехать, но, в силу технических особенностей выставки, это будут преимущественно крупные города, - рассказывает Кира Маринина, PR-координатор компании-организатора «Оживших полотен». - Выбирая город, куда отправится выставка, мы основываемся и на приглашениях. Если мы видим, что городу и его жителям интересен наш проект, мы стараемся сделать все возможное, чтобы привезти выставку. Так, например, было в Нижнем Новгороде, куда мы доставили «Ожившие полотна Ван Гога», по сути, по инициативе горожан.

Но одной инициативы действительно мало. Чтобы создать «эффект погружения» в картины, потребуется помещение площадью не менее 1,5 тыс. кв. метров и высотой потолков не ниже пяти метров. В Пскове такого нет. В Санкт-Петербурге «для Ван Гога» на Конюшенной площади даже построили специальный павильон. К сожалению, в небольших городах подобные денежные вложения просто не окупятся.
Наталья ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru.
Фото с сайта ivision.com.ru