
Что в областном центре когда-то был порт, а суда и суденышки регулярно отправлялись в Псковское озеро и в соседнюю Эстонию, помнят многие. В советское время псковские теплоходы «Ракета» перевозили по 150, а «Заря» - по 500 пассажиров. Навигация начиналась 16-20 апреля и заканчивалась 25 октября. Навигационный период длился 220 дней. Кроме того, на острове Белова располагалась турбаза всесоюзного значения, принимавшая туристов со всей страны.
Увы, предприятие обанкротилось, суда перевезли в другие регионы. Например, знаменитая «Заря» еще несколько лет бороздила реки Сибири. На территории бывшего порта проводят турниры по пейнтболу, а судоходство по реке Великой - удел энтузиастов. Например, таких, как владелец одного из теплоходов капитан Сергей Новиков. В свое время он выкупил умирающее судно, восстановил его и начал катать горожан по реке. Потом его примеру последовало еще несколько бизнесменов. Казалось, - еще немного и псковское судоходство возродится, но после катастрофы с прогулочным судном «Булгария» на Волге требования к суднам ужесточили, и корабельщики вздрогнули от многочисленных проверок Не все из них смогли выйти на воду в новом сезоне.
Не смог и Сергей Новиков, его «кормилец» превратился в «личную яхту» Несладко пришлось и другим судовладельцам Затянувшийся ремонт набережной снизил поток туристов, а дождливая погода отвратила от речных прогулок и тех, кто все-таки рискнул пройтись по «набережной-стройплощадке». Экипаж другого прогулочного судна рассказывал, что в конце прошлого лета речные прогулки окупались с большим трудом, о какой-то прибыли говорить не приходилось. Неужели силуэты кораблей на Великой останутся лишь на старых фотографиях?

- Основная цель нашего комитета – установить и поддерживать транспортное сообщение в регионе. Мы выбираем самые простые и недорогие решения. Вы знаете, сколько топлива потребляет корабль? Достаточно спросить у тех, кто катает туристов в озеро, какие цены они устанавливают, и все станет ясно. В настоящее время пустить рейс на Талабские острова напрямую из Пскова очень дорого и долго, – считает первый заместитель госкомитета Псковской области по транспорту и связи Вячеслав Клюхин.
Между тем, по его словам, в Пскове есть все возможности для возрождения речного сообщения, кроме одной - нет денег. Государству это неинтересно, а попытки привлечения частных инвесторов пока безрезультатны. Но областные власти открыты для всех предложений. Например, рассматривался вопрос о таможенном и пограничном обеспечении рейсов Псков-Тарту. Ничего сложного в этом нет, таможенники и пограничники готовы идти навстречу перевозчикам, но… нет самих перевозчиков. Бизнесменов отпугивает сезонность заработка и зависимость от погоды. Кроме того, за прошедшие годы сформировалась сеть автобусного сообщения с Тарту, люди привыкли к ней. Возможно, что многие не захотят менять устоявшиеся привычки, а туристическую привлекательность водного маршрута еще предстояло бы сформировать.
Зато в комитете есть задумка пустить небольшой, но быстроходный и экономичный катер прямо от набережной Пскова. Тем более, что у местных судостроителей уже есть опыт строительства таких судов. Одно из них успешно проходит испытания в Сочи. Вместимость - от 20 до 30 человек, в зависимости от комплектации. Будет ли задумка реализована - другое дело, но по мнению Вячеслава Клюхина, дело это вполне осуществимое.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.
province@pskovline.ru
Фото из личного архива капитана Сергея Новикова
Эх, ребята жизнь проходит, все ждем и ждем, а речной флот надо развивать, хотя бы для наших детей, внуков