Задержки с выплатами зарплат начались в постперестроечные времена. В девяностые же митинги с требованием погасить многомесячные задолженности в российских городах стали вполне рядовым явлением. Сегодня необязательность работодателей в отношении своих работников становится ЧП местного масштаба. Для того, чтобы помочь людям получить честно заработанные деньги, подключаются трудовая инспекция, прокуратура. А главным гарантом того, что труд работника будет оплачен вовремя и в полном объеме, является Трудовой кодекс РФ. В оправдание задержки выплаты зарплаты работодатель может приводить разные доводы, но ни один не освободит его от ответственности – как материальной, так и уголовной.
В случае появления задолженности по зарплате работник, чьи трудовые права нарушены, может обратиться в суд самостоятельно. Этим правом воспользовались и несколько бывших служащих войсковой части 25504, дислоцирующейся в Острове. Людмила Банникова – одна из них. В своем исковом заявлении в Островский городской суд женщина указала, что с работы в связи с сокращением численности штата ее уволили 16 февраля, а январскую зарплату и полный расчет выдали только 25 февраля. В сумму иска женщина также включила некоторые компенсационные выплаты и моральный вред, оцененный в 50 тысяч рублей. В судебном заседании Людмила пояснила, что в течение двух месяцев она оставалась без средств к существованию.
Выслушав мнения обеих сторон и представленные ими доказательства, суд принял решение о частичном удовлетворении исковых требований.
1. Во-первых, суд решил, что истице следует выплатить проценты за задержку зарплаты и единовременного денежного вознаграждения за 2009 год. Общая сумма составила 137 рублей 18 копеек.
2. В требовании выплаты надбавок стимулирующего характера (за интенсивность и высокие результаты труда) за фактически отработанные дни в первом квартале 2010 года суд постановил отказать, поскольку данная надбавка выплачивается по итогам 1 квартала.
3. Отказал суд Людмиле и в выплате компенсации за невыданную форменную одежду. В процессе изучения нормативных актов выяснилось, что работники отряда военизированной охраны не относятся к категориям военнослужащих, которым вместо предметов вещевого имущества полагаются денежные компенсации.
Что касается суммы компенсации морального вреда, то суд, разделив справедливость требований истицы, все-таки счел целесообразным установить ее в размере 500 рублей.
Лариса АНДРЮШИНА.
ali@province-pskov.ru