Любовь Батеева – руководитель вокальной студии «Признание» при Городском культурном центре города Пскова, где и прошел ее персональный вечер. Смущаясь, рассказывает, что этого ждала долго, что никогда подобных мероприятий не проводила: «Мне захотелось показать любимую свою музыку. Я люблю Стравинского, люблю Дебюссии, Римского-Корсакова, Глинку. Эта музыка сегодня реже звучит со сцены, поэтому мне захотелось сделать подарок тем, кто ее любит», - делится певица.
Сейчас она все свободное время посвящает преподаванию, хотя признается, иногда жалеет, что столько мало сил и усердия приложила для совершенствования собственного вокала. С другой стороны, с умилением вспоминает минуты, когда после длительных, многолетних тренировок, ученик начинает выдавать «чистые звуки». Говорит, это сродни первым шагам собственного ребенка. Кстати, сама в профессиональную музыку случайно попала. Несмотря на то, что пела молоденькая Люба всегда и везде, о карьере певицы не помышляла. Была у нее еще одна страсть - рисование. Вспоминает, как подружки после выпускного вечера решали судьбу ее будущей профессии. Одна из них тогда и напророчила ей консерваторию. Девчонки тогда посмеялись.. Но, считает, если бы не природные задатки, петь никогда бы не научилась. Ведь заниматься вокалом нужно с раннего детства, а у нее эта страсть пришла гораздо позже.
Когда сама начинала в простом самодеятельном кружке в Самаре, очень удивлялась тогда, что голосом, оказывается, нужно заниматься, что есть упражнения, которые нужно регулярно выполнять. Но так затянуло, что до сих пор от пения не может отойти. А дальше музыкальное училище, консерватория, работа в филармонии… В Пскове она с 1987 года.
Сейчас уже не может представить себя в другой профессии. Да ничем другим заниматься не хочет. Музыка и пение, занимают сейчас все время певицы и педагога. Отмечает, что последние годы у молодежи возрос интерес к пению. Причем у многих он сопряжен с профессиональными планами, а не просто с банальным увлечением. Сказывается, наверное, и мода на шоу, на песни, на актерскую профессию. Вот и идут девушки и юноши заниматься к Любови Васильевне, чтобы потом чего-то достичь в профессии. Но, с людьми, не увлеченными творчеством, та практически не работает. Особая гордость появляется за тех, кто начинает «с нуля»… Таких у нее немало. Есть даже таланты, чьим творчеством, к нашему сожалению, сейчас наслаждается заграница. Она с гордостью вспоминает, как помогала некоторым известным ныне артистам сделать первые шаги в творческой карьере... Довольна, что ученики не забывают, при случае - сразу к ней…
Есть ли секреты первых творческих шагов человека по пути певца? Почти вымаливаем у певицы секреты первых уроков. Но она стойко держит свои методы и приемы в секрете. Хотите петь? Идите к педагогу! Оно, пожалуй, и верно. Но кое-что нам все же удалось узнать... Например, хочешь петь, берись за нотную грамоту. Казалось бы, для чего? Но певица настаивает, без знания нот никуда. А лучше всего освоить музыкальный инструмент. Но это совсем в идеале. Но многое зависит от природных задатков.
Нет единой техники вокала, настаивает педагог. Пение - это индивидуальное занятие: кому-то придется менять интонацию, кому-то по крупицам голос собирать, может быть низкий голос, глубокий голос... Короче, голова кругом. Но главное, на первых этапах, по словам педагога, - это освободить себя от зажимов. А за- жимов у нас много: начиная от проблем в семье и неправильного воспитания, заканчивая неправильным пением и той самой пресловутой привычкой. На освобождение от зажимов уходит немало времени. И самое главное в этом вопросе, научиться доверять преподавателю. Происходит с каждым учеником это по-разному: с некоторыми общий язык, единая волна находятся быстро, с другими - на это уходит не один год. «Мне нужно понять человека, человек должен понять и прочувствовать меня. На это уходит немало времени. Рецептов единых нет», - отмечает она. Убеждена, что нельзя научиться петь по книгам и практическим рекомендациям. Поговорка «Некоторых учить, только портить» не работает в отношении вокала. Учить надо всех: кого-то больше, кого-то меньше. А книжки лишь забивают голову и мешают нормальному творческому процессу, основанному не на знаниях, а на ощущениях и чувствах. «Даже если человек много профессионально поет, ему все равно нужно «ухо» со стороны, контроль, который подскажет, что не так», - подчеркивает преподаватель.
Если голос пропадает, по ее мнению, лучше просто помолчать до полного его восстановления. Хотя сама улыбается, мол, поет в любом состоянии здоровья, хоть и знает, что это неправильно и даже вредно. Если есть желание петь, откажитесь от дурных привычек: спиртного, табака, острой, горячей и холодной пищи. Кроме того, нужно избегать форсирования звука. Иными словами, на дискотеках и футбольных матчах не кричите во все горло. Хотя понимание таких нюансов происходит не сразу, и чаще всего по принципу «на ошибках учатся». Упражнений много: для освобождения звука, для разогрева голосовых связок. Но преподаватель вокала с нами ими не делится, потому что считает, любые упражнения нужно выполнять только в присутствии педагога. Иначе такие методики могут сыграть плохую службу начинающему вокалисту. Кроме того, в пении много дыхательных упражнений, но у каждого педагога они свои. Наша собеседница, например, сторонница глубокого дыхания. По ее словам, дыхания должно быть много. И, тем не менее, все упражнения должны проходить в комплексе.
«На ухо медведь наступил» - это миф по ее мнению. Любой человек в любом возрасте способен научиться пению, просто нужно большое желание, хороший педагог, время и тренировки, тренировки, тренировки. Ничто не падает с неба. Любой талант - это, прежде всего, большой труд и работа над собой. Любовь Батеева рассказывает нам о голосе как о живом существе: «Бывает, что он не хочет звучать, ему плохо, ему больно», и тогда голос нужно беречь и лелеять.
Светлана ПЕТРОВА.
ssp@province-pskov.ru