На прием супруги приехали из Опочки. Она ждет ребенка, и потому муж хочет избавиться от пагубной привычки - пьянства. Супруги надеются, что в Псковском региональном отделении Всероссийского общества трезвости и здоровья им помогут. Заместитель председателя общества Людмила Костина работает в этой организации уже 26 лет, с момента его создания в 80-е годы, когда государство, применив крайние меры, решило сделать страну трезвой.
Здесь не лечат, правильнее сказать, здесь человека программируют на равнодушное отношение к спиртному. В народе этот процесс еще называют «кодированием». Прежде чем начать сеанс по специальной методике, Людмила Михайловна задала мужчине традиционный вопрос: были ли в его семье пьющие люди. Были. Пили и отец, и дед…
- Как правило, - замечает Костина, - все пьющие имеют родственников - алкоголиков, причем не в одном колене. И потому «пьяные» гены у большинства людей закладываются уже с рождения.
По словам Людмилы Михайловны, у нас пьянством сегодня охвачены все слои общества. Кроме водки, широкое распространение получил пивной алкоголизм. Подростки ходят по улицам не с бутылкой лимонада, а банкой пива. Пьют учителя, вернувшиеся домой после уроков. Не так давно на прием пришел офицер и привел с собой пятерых подчиненных. Пациентами становятся и большие начальники. Одна дама, занимающая высокий пост в Москве, даже приезжала втайне от мужа в Псков, чтобы погасить в себе страсть к спиртному. А совсем недавно руководитель сельскохозяйственного предприятия привез к Людмиле Костиной целую бригаду своих работников. Она отмечает, что есть случаи, когда предприниматели стараются спасти от пьянства особо ценных специалистов.
Самому младшему по возрасту пьющему псковичу исполнилось всего десять лет. В этой многодетной семье пьют и отец, и мать. Живут на детское пособие. Мальчик привык к спиртному, сливая из бутылок остатки алкоголя, сам пил и своих братьев и сестер угощал. Нередко и беременные девушки любят пропустить пару банок холодненького пива. На возмущенное замечание Людмилы Михайловны будущие мамаши отвечают: это же безалкогольное пиво. Как-то за помощью в общество обратилась 78-летняя бабушка. Она после смерти мужа, на поминках, попробовала безалкогольного пива, думала, что в нем нет градусов. Но градус, пусть незначительный, имеется и в безалкогольном пиве. Его старушке хватило, чтобы потерять контроль над собой. В результате – не доглядела малолетнего внука, дала ему попить вместо воды уксуса.
Костина считает, что за помощью в общество, к сожалению, обращаются единицы, в лучшем случае, один человек из сотни. Официально на учете в областном наркологическом диспансере состоит 10 тысяч 800 человек. На самом деле, пьющих людей гораздо больше. Основные причины пьянства, по наблюдениям Костиной, отсутствие работы и грошовые заработки, на втором месте неурядицы в семье. Многие с помощью водки хотят отвлечься от действительности.
Естественно, общество не в силах в одиночку противостоять водочной и пивной промышленности с ее мощной рекламой, материальными возможностями и могущественным лобби в структурах власти. В Пскове на каждом шагу торговые точки предлагают богатый выбор алкоголя, их в областном центре более шестисот. Только рядом с домом на улице Чехова, где разместилось региональное отделение Общества трезвости, мы насчитали с десяток ларьков и магазинов.
Раньше отделения Общества трезвости были в каждом районе области, сейчас осталось только в Пскове. В стране ген пьянства благодетельствует не только благодаря рекламе, он поддерживается еще и могучей силой искусства. Нередко популярные киношные герои в интерпретации авторов фильмов, вовсе не пьяницы, а романтичные, остроумные люди. И генерал Булдаков с его вечным стаканом в руке и афористичными тостами, уже не один год вызывает только симпатию. И как будто подтверждается версия, что пьяные гены у русского народа уже в крови, они влияют на «особенности русского характера» и уже никакие общества, комиссии или антиалкогольные акции изменить его не в силах.
Настоятель храма священномученницы Анастасии Римлянки в Пскове отец Евгений по специальности врач-хирург. Он более двадцати лет возглавляет региональное Общество трезвости. Отец Евгений рассказывает, что когда в конце 80-х годов он приехал после окончания медицинского института работать в Псков, то во время ночных дежурств в областной больнице он, можно сказать, отдыхал. Пациентов, пострадавших в пьяных драках, к нему не поступало. Это было в разгар антиалкогольной компании в Советском Союзе. При всех явных ее перегибах, она, безусловно, принесла результаты. Повысилась
рождаемость, снизилась преступность. В наши дни псковские больницы не успевают принимать пострадавших в пьяных разборках и травмированных алкашей.
Сейчас же борьба с пьянством только декларируется. По мнению отца Евгения, церковь тоже проявляет себя в этом деле недостаточно активно. Он делает, что может. На проповедях призывает прихожан вести здоровый образ жизни. Иногда какой-нибудь мужчина, расчувствовавшись да еще под воздействием водочных паров, приходит к священнику на исповедь, кается в грехе пьянства. Отец Евгений просит его зайти на следующий день для обстоятельного разговора. На трезвую голову уже никто не приходит. Не приходят люди и потому, считает священник, что не верят в живое участие Бога. Еще батюшка раздает желающим «обетные грамоты» с обязательством не употреблять спиртного. Здесь расчет на психологию – если человек нарушит обет, то перед Богом придется отвечать.
В Обществе считают, что государство должно взять под жесткий контроль производство и продажу алкоголя. Для этого необходимо резко сократить количество магазинов и торговых точек, полностью запретить рекламу спиртного, повысить возрастной ценз для лиц, имеющих право покупать алкоголь.
…К Людмиле Костиной пришли двое рабочих, которые вставляли окна в соседнем помещении. Они попросили провести с ними сеанс программирования, сказали, что хотят сделать подарок женам.
Антон КИРСАНОВ.
статья очень хорошая.тема актуальная .нужно больше писать об этой проблеме .может эта статья кому то и поможет в жизни.