Прокуратура Псковской области утвердила обвинительное заключение и передала в областной суд дело о захвате 27 мая этого года заложников в Исправительной колонии №4 (деревня Середка, Псковский район).
Осужденные ИК-4 Кирилл Голубев, 1986 г. р., и Юрий Иващенко, 1984 г. р., обвиняются в совершении сразу нескольких преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 206, ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 313, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 158 УК РФ (захват заложников, совершенный группой лиц по предварительному сговору с применением оружия, а также покушение на побег из мест лишения свободы и кражу).
Осужденный за разбой и убийство Кирилл Голубев отбывал наказание в ФБУ ИК-4 УФСИН России по Псковской области с 29 октября 2008 года. Свой 22-летний срок он начал «мотать» с декабря 2004 года. Выйти «по звонку» он должен был… в декабре 2026. Администрацией колонии характеризуется отрицательно. На момент захвата в общей сложности имел… 52 нарушения режима содержания.
Осужденный Юрий Иващенко был ему полной противоположностью. Хотя срок у него также был немалый - 21 год. Он получил его за разбой, угон автомобиля и убийство. В ИК-4 Иващенко отбывал срок с 29 декабря 2008 года. «Звонок» должен был прозвенеть для него 22 августа 2028 года. Иващенко явно рассчитывал освободиться раньше - условно-досрочно. Для чего на общественных началах работал дневальным в своем отряде №11. А в прошлом году даже вступил в самодеятельную организацию осужденных. Пользы от нее, конечно, для колонии никакой, но уже сам этот факт означает, что осужденный явно не среди тех, кого относят к категории осужденных «отрицательной направленности». В апреле этого года Иващенко был поощрен администрацией колонии «за добросовестное отношение к труду». В отличие от Голубева, он местный - из деревни Подложье Струго-Красненского района.
Следствие установило, что 27 мая 2011 года около 11.00 Голубев и Иващенко захватили медработников в медицинской части, чтобы вырваться на свободу. Они находились в тамбуре с утра, выжидая момент, когда из мужчин останется один инспектор из дежурной смены. Ворвавшись, устроили погром. В ход пошли кухонные ножи, скальпель, пинцет, медицинские ножницы, резиновая дубинка, заранее сшитые для пленниц… ошейники. Были выдвинуты условия для освобождения заложников - машина, 40 тысяч рублей, мобильный телефон, огнетушители. Медиков согнали в одно помещение, связали скотчем руки. Требовали у них спирт и наркотики. В бессильной злобе один из захватчиков разрезал, висевший в санчасти офицерский китель. Что интересно, осужденные, подготовившиеся к захвату (один специально ради этого приходил на прием), не имели… четкого представления, в какой стороне находится Гдов, а в какой Псков. У одного возникла идея помочь своему знакомому, отбывающему наказание в одной из колоний области. Во время удержания заложников, Голубев умудрился… украсть из кошелька заложницы 2559 рублей, спрятав их в носок. В 17.25 при попытке осуждённых сесть с заложницами в предоставленную им машину, чтобы вырваться за пределы колонии, снайперы спецназа открыли по осужденным огонь.
Надо отдать должное остальным осужденным ИК-4, которые не поддержали захватчиков. Были и такие, кто был готов, рискую собой, лично принять участие в силовом освобождении заложников.
Максимальная санкция, которая грозит виновным в захвате, 15 лет лишения свободы. Однако гораздо страшнее для них будет наказание в местах не столь отдаленных со стороны… самих осужденных, где бы те не оказались. Дело в том, что захват женщин - медиков идет вразрез с неписанными традициями сидельцев. В подобной ситуации они справедливы и очень жестоки.
Стоит заметить, что захват заложников в ИК-4 наглядно показал не только несовершенство отечественной пенитенциарной системы, но и ошибочность ряда направлений в ее вяло-текущем реформировании. Мизерная зарплата сотрудников, отсутствие элементарных, чело-веческих условий для несения службы, бесконечные проверки из Пскова и Москвы, от которых весь 2011 год лихорадило всю ИК-4, а также сокращения личного состава, привели к тому, что стало проблематично даже собрать дежурную смену. Надо отдать должное сотрудникам ИК-4, которым удается в такой ситуации сдерживать в учреждении обстановку под контролем.
Александр МИЛЬКА.
maa@province-pskov.ru