- Что мы все о работе говорим, угоститесь лучше виноградом, - предложила начмед областной психиатрической больницы №1 «Богданово» Валентина Шевцова после долгой беседы о проблемах душевного здоровья.
- Сразу силы восстановите и думать легче будет. Долго уговаривать меня не пришлось. Большая гроздь черного винограда, словно сошедшая с голландских натюрмортов, царственно возвышалась на блюде. Вкус меня не разочаровал. Да что уж там, ничего вкуснее я в жизни не пробовала. Казалось, каждая ягодка впитала частичку южного зноя, неукротимой страсти и солнечной неги. Не иначе, как «сделано в Молдавии». Умеют же люди на земле работать! Но оказалось, что молдаване к этому природному шедевру не имеют никакого отношения.
- Кушайте, здесь нет никакой химии, - обнадежила Шевцова.
- Виноград выращен в больничной теплице. Каждый год Екатерина Петровна угощает нас урожаем. После ее ягод на базарные даже смотреть не хочется.
ОТ ЗАРИ ДО ЗАРИ
Екатерина Мацак - частный предприниматель из Богданово. Вот уже пять лет она арендует у психиатрической больницы теплицу. Выращивает ягоды, овощи и цветы на продажу. Ее хризантемы, георгины, бархатцы, анютины глазки... Впрочем, это сейчас Екатерина трудится «на себя», а когда-то она была штатной сотрудницей больницы. Семья Мацак переехала в Псковский район с Украины 18 лет назад. Мужу Екатерины - военному пенсионеру - пришлось осваивать гражданскую специальность плотника, сама она занималась вопросами гражданской обороны, воинского учета и снабжения. Не сказать, что ей очень нравилась бумажная работа, но выхода другого не было. Хозяйственную жилку разглядел в Екатерине еще бывший главный врач больницы Сергей Лобахин. Однажды в больнице порвался большой пакет с хлоркой, и не нашлось ни одного желающего ликвидировать последствия маленькой «катастрофы». Екатерина грязной работы не испугалась. Засучила рукава и «в бой». До темноты провозилась с вышедшим из-под контроля средством дезинфекции. Была она замечена и в делах более возвышенных. Например, в облагораживании и прополке больничной клумбы, хотя никто с нее этого не требовал. В те времена (а было это в 90-х) вообще было не до красоты - прокормиться бы да выжить. Поэтому гораздо больше цветов и альпийских горок ценились овощи с собственного огорода. Была в больнице и своя теплица. Правда, несколько лет там хозяйничала другая организация, и земля фактически пустовала. Главный врач принял революционное по тем временам решение - тепличное хозяйство в больнице восстановить, а весь собранный урожай отправлять на пищеблок для организации питания больных. Заведующей теплицей была назначена Екатерина Мацак.


- Моя беда в том, что я не умею говорить «нет», - признается собеседница. - Если бы умела, сразу же отказалась. Ведь серьезного опыта работы на земле у меня на тот момент не было. Да и здоровье после операции не располагало к физическим нагрузкам. И все-таки спорить с главным врачом я не стала. Фронт работ ужаснул. Земля была в жутком состоянии, а чтобы ее «привести в чувство», нужно было проводить в теплице с раннего утра и до позднего вечера. Что мы с мужем и делали.
ЛИМОНЫ ДЛЯ ЛЮБИМОЙ
Первое, что увидела Мацак на новом месте работы, это засохшие лимонные деревья. И отнеслась к ним чисто по-женски - ужаснулась, пожалела, захотела отогреть и вылечить. Идущие на поправку пациенты помогали Екатерине собирать опавшие литья, поливать, пропалывать. Говорят, растения все чувствуют, и позитивная энергия действует на них подобно мощному удобрению. Вот и наши лимоны, оценив к себе любовь и трепетное отношение хозяйки, ответили взаимностью - стали плодоносить. Осенью сотрудники больницы пробовали первый урожай. Местные лимоны были совсем не похожи на рыночные. И кожица тонкая, и вкус не такой убийственно кислый. А запах... В теплице можно было проводить сеансы ароматерапии. И не только. Для многих психически больных, благополучно переживших острый период, несложная работа на земле приносила истинное удовольствие и в несколько раз ускоряла процесс выздоровления. Впрочем, «велосипед никто не изобретал»: трудотерапия - это признанный в психиатрии способ реабилитации больных. Действует безотказно и почти не имеет противопоказаний. У него только один недостаток: для развития производства, на котором бы трудились больные, требуются деньги. А денег на трудотерапию давно не выделяется. Впрочем, к этой теме мы еще вернемся. Тепличное хозяйство в больнице просуществовало пять лет и было закрыто в январе 2006 года по приказу бывшего губернатора Михаила Кузнецова. «Любое предприятие должно приносить доход, в противном случае подлежит закрытию», - мотивировал свое решение глава региона. О том, что теплица фактически кормит больницу, поставляя на пищеблок свежие овощи и зелень, а также занимается реабилитацией психических больных, Кузнецов не очень-то задумывался. После вступления приказа в силу тепло было перекрыто, и лимоны, в которые было вложено столько сил и средств, снова погибли. Должность заведующей теплицей сократили... И тут началось самое интересное! Зарегистрировавшаяся на бирже труда наша героиня пошла на курсы предпринимателей и через положенное время защитила бизнес-план по выращиванию цветов в теплице. Как никак, тема эта была ей близка и знакома. Как раз в это время психиатрическая больница дала объявление о сдаче теплицы в аренду. Догадайтесь с трех раз, кто откликнулся на это заманчивое предложение?... В общем, через полгода после увольнения наша героиня вернулась на старое место службы, но уже в новом качестве. Отныне она работала исключительно на себя и продолжает этим заниматься по сей день.

- Несмотря на то, что кое-какой опыт выращивания цветов у меня уже был, теоретических знаний все равно не хватало, - признается Екатерина Петровна. - За помощью я обратилась к специалистам псковского Зеленхоза. Удивительно, но они разглядели во мне не конкурентку, а партнера. И научили всему, что я не умела. Теперь к цветам у меня не только коммерческий, но и научный подход, что, впрочем, не мешает мне ими любоваться. Я не знаю, сколько еще проработаю в больничной теплице. Она «на ладан дышит», поэтому в любой момент может развалиться. А средства на ее восстановление потребуются огромные. Дешевле и во всех отношениях выгоднее построить новую теплицу, правда, уже на моей собственной земле. Ее проект уже готов и участок под строительство выделен. Остается только ждать, когда случится неизбежное...
НОСТАЛЬГИЯ ПО ТРУДУ
А пока Екатерина Петровна продолжает работать на территории психиатрической больницы и активно сотрудничать с учреждением. Угощает виноградом и земляникой, делится цветами, ухаживает за центральной клумбой и вообще охотно занимается благоустройством территории. Правда, больных к работе в теплице она привлекает очень редко. Трудотерапия - дело тонкое и очень ответственное. Требует и особых полномочий, и специально обученных специалистов, и, конечно, дополнительных затрат. Сейчас эта важная составляющая реабилитации находится на грани вымирания. Особенно в сравнении с тем, что было раньше. Лечебно-трудовые мастерские (ЛТМ) на территории больницы появились сразу же после ее открытия. Пациенты (преимущественно женского отделения) с удовольствием работали в швейных мастерских. Под руководством опытных инструкторов шили постельное белье, халаты, пижамы. Сильный пол в основном трудился в цеху по сборке радиодеталей, был занят на производстве тары и картонажных изделий. Работал и деревообрабатывающий цех. Мебелью, изготовленной с помощью пациентов, до сих пор пользуются в нескольких больничных отделениях. Некоторые правозащитники на заре перестройки обвиняли советские психиатрические больницы в том, что они якобы получали прибыль за счет «рабского труда» пациентов. Но все было с точностью до наоборот. Мало того, что больных никто не принуждал - они сами рвались на работу, чтобы отдохнуть от больничной обстановки и занять чем-то руки. Так еще и деньги за это получали. Но в начале 90-х все стало приходить в упадок. Цеха лечебно-трудовых мастерских были сокращены, а потом и вовсе закрыты. Арендаторы бывших ЛТМ к помощи пациентов не прибегают. Слишком хлопотное это дело...


- Полностью отказаться от трудотерапии в лечении не только неправильно, но и невозможно, - уверена начмед больницы Валентина Шевцова. - Трудовые движения стимулируют физиологические процессы больного, мобилизуют его волю и концентрацию внимания, дисциплинируют, создают бодрое настроение и повышают общий эмоциональный фон, не дают уйти в болезнь. И, конечно, труд облегчает социальную адаптацию. Поэтому мы используем любую возможность, чтобы занять пациентов чем-то общественно полезным. Они помогают персоналу в уборке отделений, трудятся на пищеблоке и на хозяйственном дворе, подстригают газоны, высаживают цветы. Все это хорошо, но увы - недостаточно.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
Фото автора.