У знаменитого путешественника из Пскова Глеба Травина, который 83 года назад совершил свое знаменитое велосипедное путешествие вдоль границ Советского Союза, находятся последователи из числа земляков. Они, правда, не многочисленны, и пока не собираются в путь по новому контуру границы нынешней России, но довольно успешно совершают дальние путешествия. Преподаватель физкультуры из Пскова Александр Васильев последние двадцать лет много странствует по России и Европе. В середине сентября он закрыл очередной туристический сезон, завершив 160-километровый велопробег. А чуть раньше, нынешним летом он путешествовал на велосипеде по Чехии и Австрии.
- ...И всегда в одиночку?
- Нет, не всегда. У меня есть постоянный напарник, его зовут Валерий. Но наши отпуска не всегда совпадают по времени, поэтому нередко приходится одному отправляться в дорогу.
- Чтобы преодолевать такие расстояния надо находится в хорошей спортивной форме - откуда такая закалка?
- В юности занимался велоспортом, потом увлекался легкой атлетикой, был марафонцем, бегал и на 100-километровые дистанции. А мой друг и напарник по путешествиям и вовсе спорт-смен-экстремал. Однажды Валерий участвовал в эстафетном заплыве в северных широтах вокруг одного из островов архипелага Шпицберген. Плыли в ледяной воде, продолжалось плавание около суток, пловцы делали на дистанции до десяти заходов.
- Куда вы в первый раз вдвоем совершили самый большой заезд?
- Ровно двадцать лет назад мы с приятелем отправились в путешествие по Золотому кольцу России. Путешествовали тогда тоже своеобразно: один ехал на велосипеде, другой в это время бежал рядом. В день, таким образом, мы преодолевали по 80 километров.
- Мне кажется, велосипедиста, как и бегуна на длинные дистанции, в дороге всегда преследуют однообразие и скука. Вам с приятелем знакомо это состояние?
- Никогда такого с нами не случалось. Ведь путешествия всегда интересны ожиданием, когда постоянно спрашиваешь себя: а что там, за поворотом? Мы тщательно разрабатываем маршрут, стараемся, чтобы в пути нам попадалось как можно больше исторических мест и достопримечательностей.
- Какие основные трудности встречаются на пути велотуриста?
- Иногда приходится в день преодолевать многокилометровые этапы, бывало за день проезжали по 160 километров. Еще плохая погода часто мешает движению. Как-то мы с Валерием две недели путешествовали по Смоленской области и Белоруссии. Так вот, из 14 дней - тринадцать лил дождь. Оказывается, в это время в Москве проходили Игры доброй воли, над столицей по такому случаю разгоняли тучи, и они все переместились в западном направлении.
- Приходилось ли когда-нибудь в дороге сталкиваться с опасностью? Например, когда путешествовали в одиночку по Северному Кавказу? Ведь в это время там уже было крайне неспокойно.
- К счастью, ни разу нам не пришлось выбираться из экстремальных ситуаций. Однажды, правда, в Белоруссии, когда мы спали, хотели украсть велосипеды. Но мы услышали шум, выскочили из палатки, и воры спешно ретировались. На Кавказе, проехав по Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии, я ни разу не попадал в критические ситуации. Правда, перед поездкой я внимательно изучил по Интернету опыт других велотуристов, путешествовавших по Кавказу. Они советовали не пить вино с незнакомыми людьми и не ехать одетыми налегке, в велотрусах - кавказцы этого не любят. В застольях во время путешествия я не участвовал, что касается формы одежды, то вскоре выяснилось, что по федеральным трассам Кавказа можно путешествовать и в велотрусах, потому что местные жители живут с обслуживания туристов и пренебрегают условностями в одежде.
- Кроме Золотого кольца, какие еще дальние пробеги были?
- Маршруту Псков-Евпатория-Псков. Проехали почти четыре тысячи километров. В 1996 году совершили велопробег Псков - Хайнсберг. В этом немецком городе на границе с Голландией есть школа-партнер Псковского центра лечебной педагогики, где я работаю. Мы договорились с немецкими коллегами, что этот велопробег станет благотворительным. Каждый километр дороги любой желающий мог купить, торг шел, как на аукционе. Первый стартовый километр, который начинался от Детского парка, был оценен в 30 тысяч рублей (напомню, в ценах 1996 года). После недолгого торга его продали за 240 тысяч рублей. Всего мы выручили около двух миллионов рублей, которые были переданы Центру лечебной педагогики. Немецкие партнеры собрали около 30 тысяч марок.
- Есть разница в отношении к велотуристам в России и за рубежом?
- За рубежом вдоль всех трасс для велосипедистов проложены дорожки. В России такого нигде не увидишь. Европейские водители очень уважительно относятся к людям на велосипеде, всегда пропускают, не прижимают к обочине, не подрезают. В Праге в метро можно зайти вместе с велосипедом. Спускаешься к электричке не по эскалатору, а в специальном лифте. Им пользуются и женщины с колясками. В пути встречался с велотуристами из других стран. Общались, находили понимание. В Европе велотуризмом активно увлекаются немцы, в России - петербуржцы.
- В какие суммы вам обычно обходятся путешествия?
- Нынешнее путешествие по Чехии и Австрии мне обошлось в 30 тысяч рублей, причем половина от этой суммы была потрачена на билет до Праги. Это недорогой вид спорта. Недешево стоит сам велосипед со снаряжением. Не советую будущим велотурис-там приобретать технику на рынке, она ненадежна. Свой велосипед я купил в Германии, вот уже четыре года на нем путешествую.
- В следующем году вы с другом, как всегда откроете велосипедный сезон?
- Обязательно. В апреле. Правда, пока не решили, куда поедем. На первых порах отправимся на ближайшие расстояния, что регулярно делаем по выходным. Потом видно будет. Во многих местах хочется побывать. Хотел бы проехать по Дальнему Востоку, интересен Китай, в Европе - Италия, Испания...
Владимир ФЕДОРОВ.