
Братание проходило через искусство. В День скобаря питерские художники, входящие в объединение «Митьки», обязались к концу торжества на большом холсте нарисовать высокохудожественную картину. Пока псковские кузнецы по соседству ковали скобы, металлические украшения и демонстрировали чудеса кузнечного искусства, митьки, став стеной с нескольких сторон холста, приступили к работе. За дело взялись Дмитрий Шагин, Андрей Филиппов, Андрей Кузнецов, Дмитрий Дроздецкий. Художники были настроены добродушно, самоиронично, что всегда характеризует стиль поведения митьков, в разговоре они часто употребляли слова «братушка», «сестренка», охотно отзывались на обращения и реплики зрителей, налево и направо раздавали автографы.
И вот на девственно белом холсте начинают прорисовываться бородатые лица в тельняшках, первый в этой череде поясных портретов, конечно, Дмитрий Шагин, родоначальник движения, которое возникло в Питере еще 25 лет назад. Замыкает шествие бородачей некая таинственная дама в розовом платье. Это, наверное, Светлана Боделина, она в это время поблизости торговала продукцией митьков: альбомами, буклетами, сувенирами. Скобарь на картине, с кузнечными принадлежностями в руках и шапке-ушанке, выглядел несколько растерянно под панибратски занесенной рукой главного митька.
- То ли любовь, то ли приглашение к драке, - добродушно комментирует Дмитрий Шагин. - Но, конечно же, это знак братства, дружеского расположения. Ведь скобарь по настрою души - это тот же митек. У псковича -хорошее русское лицо, и никакой он не полупьяный мужик-буян, как трактуют некоторые прозвище «скобарь».
Десятки любопытных глаз продолжают наблюдать, как творят мастера. «Русский музей отдыхает», - льстит кто-то из толпы. Художники на эту реплику никак не реагируют. Скромность, и это широко известно, издавна отличает поведение митьков.
На какое-то мгновение они откладывают кисти и отвлекаются на ковалей, которые под руководством главного псковского кузнеца Евгения Вагина в несколько рук творят чудеса с металлическим прутом: тяжелыми молотами плющат прут, мнут, сгибают, словно он пластилиновый. В финале получается большая скоба в форме буквы «С» - заглавная буква в слове «скобарь».
- Браво! - кричит кузнецам Дмитрий Шагин. Другое достоинство митьков: они умеют отдать должное чужому таланту.
А на картине несколько бородатых мужчин в тельняшках словно выходят из вод морских. Один на крыльях, очень похожий на Икара, стремительно пикирует с небес на фоне псковских церквушек. По тельняшке и бороде можно определить, что это их брат - митек. Гостей встречает кузнец, трудяга и скромник. А новые детали на холсте требуют объяснения. Например, котики - один большой, в углу картины, и поменьше - на коньке храма - это знак объединения митьков...
В начале работы был замысел: в нарисованной картине вырезать лик скобаря, чтобы потом любой желающий мог вставить в проем свое лицо и сфотографироваться на память. Но публика запротестовала, да и сами митьки согласились с народом в том, что картина получилась талантливая, может, даже шедевр. Растроганные зрители просили художников чаще приезжать в Псков и устраивать пленэры. Кто-то предложил обратиться к властям, чтобы они прописали митьков в городе. Художники растроганно благодарили псковичей. В бесчисленном ряду их достоинств есть и такая: умение быть благодарными.
Картину торжественно, буквально на руках, внесли в псковский музей, где уже работала выставка произведений творческого объединения митьков. Директор музея Юрий Киселев высказал вслух намерение устроить для шедевра «Как митьки братались со скобарями» отдельную выставку. Художники и тут проявили такт: они не стали вмешиваться в творческие планы псковского музея.
Антон ПИМЕНОВ.
Подробный фоторепортаж с места событий смотрите в специальной рубрике.