Павел. - Наташа, я влюбился!
Наталья. - Паш, у нас здесь вообще-то литературная рубрика, а не раздел светских сплетен.
П. - Так я и влюбился в литературную героиню. В Марусю из романа «Женщины Лазаря» Марины Степновой, который вошёл в шорт-лист «Русского Букера» в прошлом году. Квартира Маруси - «филиал» рая на земле Выйдя за Чалдонова, она, принимая все его слабости прошла с ним рука об руку всю жизнь. Думаю она прекрасно понимала, почему Татьяна не бросила генерала ради Онегина.
Н. - Ну-ну, Паш, Маруся искренне любила своего мужа, а не просто уважала, как Татьяна генерала. Их брак был действительно счастливым. Каждую ночь перед сном говорить друг другу такое нежное и искреннее «я тебя люблю» и засыпать только после «ответного пароля»... Как я плакала, когда несчастный Чалдонов впервые в жизни не услышал его. . Да и потом, к кому ей уходить? К Лазарю, в котором она всегда видела сына, не замечая его отнюдь не сыновних чувств? И, кстати, я думаю, что на месте Татьяны Лариной Маруся бы уехала с Онегиным. Не из-за беспечности, легкомысленности или безответственности. Нет. Из-за любви, в которой для неё, как и для других героев романа заключён смысл жизни
П. - Но это не та любовь, о которой можно подумать. Не розовые сопли, которые обожают сценаристы бразильских сериалов. В мире Марины Степновой нет места полумерам. Её герои либо счастливы, либо несчастливы - какого-то серединного состояния у них нет. Без любви Лазарь готов отправиться в лагеря, а Лидочка - вскрыть вены. Без любви им жить невозможно. Счастливы те, кто любит: Лазарь, Маруся, Галочка. Остальные - Галина Петровна, Лидочка - наоборот.
Н. - Лидочка не любит? Не согласна. Она через всю жизнь проносит любовь к своим родителям, это тёплое, уютное, домашнее чувство не даёт ей сдаться, она и живёт только мечтами о собственном доме и своей семье. Она была готова полюбить Галину Петровну, она от души привязалась к соседке по комнате в общежитии хореографического училища, а как сильно её чувство к Витковскому! Лидочка не счастлива, потому что не любят её. В аннотации романа правильно сказано: это произведение не только о большой любви, но и о большой «нелюбви».
П. - Время действия романа охватывает почти сто лет. Прямо как у Маркеса в его романе «Сто лет одиночества» история страны показана сквозь призму истории семьи. Почти все события у Маркеса проис-ходят в вымышленном городке Макондо, но имеют отношение к историческим событиям в Колумбии — аналогию с неназванным Энском и эпохами разрушения Империи, а затем и Союза в романе Марины Степновой провести несложно.
Н. - Книга пропитана теми эпохами, в которых живут герои. А потому и три главных героя олицетворяют эти эпохи: Маруся – Российская империя, Лазарь – Советский Союз, Галина Петровна – Россия девяностых.
П. - Мне очень понравилось, что Степнова не судит своих персонажей. Она как бы говорит нам: «Каждый из этих людей стал таким, каким и должен быть». Все они герои своего времени. Не нравится гениальный физик с душой лирика Лазарь и его «денщик», готовый «подложить» под хозяина любую девушку, не считаясь с её судьбой? Вините время, в котором к гениям было особенно трепетное отношение. Не нравится холодная бизнесвумен Галина Петровна? Все вопросы к циничной России девяностых.
Н. - Сравнение с Маркесом обосновано с точки зрения исторического подтекста романа, но в литературном плане Степнова, конечно, проигрывает автору «Ста лет одиночества», где события очень логично перетекают одно в другое. В «Женщинах Лазаря» композиция несколько «рваная». Иногда, читая, я не понимала, о чём идёт речь, но загадка раскрывалась несколько страниц спустя.
П. - Наташа, во-первых, Степнова написала всего два романа: дай ей время. Сравнение с лауреатом Нобелевской премии всегда будет не в пользу сравниваемого. А, во-вторых, мне кажется, это очень по-женски. Да ты и сама так же общаешься!
Н. - Но я же не пытаюсь писать романы. Хотя...
Наталья ИГНАТЕНКО, Павел ДМИТРИЕВ.