
Около получаса я буквально «блудила в трёх соснах», пытаясь найти офис «Гринпис» в Москве. Казалось, что он должен представлять из себя огромный зелёный дворец. Видимо, соответствующие ассоциации наводили масштабы и результаты проводимых организацией акций во всём мире и в России, в частности - вспомнить хотя бы отмену решения о строительстве нефтепровода по берегу Байкала, перенесение Олимпийских объектов с особо охраняемых территорий, начало работы программы по раздельному сбору мусора в Санкт-Петербурге - первом из российских городов... Каково же было моё удивление, когда «дворец» оказался парой комнат в обычном блочном доме. Таких гринписовских «дворцов» в России всего два, оба в столицах, а работают в них около 80 человек. Немногочисленная «армия зелёных» «воюет» по трём основным направлениям: лесному, антитоксическому и энергетическому. По последнему - в последние два с половиной месяца особенно.
Гринписовское судно «Arctic Sunrise» участвовало в кампании «Защитим Арктику». Активисты протестовали против планов «Газпрома» приступить к бурению на Приразломном месторождении в Баренцевом море.
- Сейчас в Северный Ледовитый океан утекает более полумиллиона тонн нефти из ржавых нефтепроводов, - шокирует данными директор по кампаниям «Гринпис России» Иван Блоков.
Если произойдёт авария на «Приразломной», нефть достигнет Ненецкого автономного округа, на территории которого расположен уникальный Ненецкий заповедник. Огромная акватория, вчетверо большая по площади озера Байкал, окажется в зоне возможного загрязнения в случае разлива нефти на платформе. А экологическая катастрофа, уверены «гринписовцы», неминуема: нижняя часть получившей в последнее время широкую известность платформы списана, в узких кругах её называют «лоханкой». К тому же, в суровых условиях Арктики, где бушуют шторма, вероятны столкновения с айсбергами, а температура опускается до пятидесяти градусов ниже ноля, риск крупной аварии чрезвычайно высок. Между тем, эффективных технологий уборки нефти со льда просто не существует…
18 сентября активисты, воспользовавшись альпинистским снаряжением, пытались разместить транспарант на платформе «Приразломная» дабы привлечь внимание общественности к острой проблеме экологически опасной и экономически бесперспективной, по их данным, нефтедобычи в Арктике, которую крупнейшая российская газовая компания планировала начать уже в этом декабре. Но на ледокол «Arctic Sunrise» с вертолёта высадился десант из пограничников и правоохранителей, и корабль был отбуксирован в Мурманск. Весь экипаж, включая простых нанятых на борт людей, типа кока или врача, подвергся уголовному преследованию. Их арестовали по обвинению в «пиратстве», затем статью заменили на более мягкую – «хулиганство».
Но оправдывают ли средства в данном случае цель? Она, безусловно, благородная, и счастье, что есть люди, которых заботят вопросы экологии и сохранения природы Земли. Но платформа в открытом море является зоной повышенной опасности, на ней работает множество людей, идут сложные технические процессы. Почему необходимо было привлекать внимание именно таким опасным способом, который многие называют варварским?
- Иногда наши обращения, научные доклады, выступления экспертов уже «не работают». И такие акции направлены на привлечение внимания к вопросам, которые не удалось решить по-другому. Методы потому и «крайние», что ситуации «крайние». Решение о проведении того или иного мероприятия мы всегда принимаем коллективно, большинством голосов. В прошлом году мы уже выступали с подобной акцией в том же месте. Тогда нашим ребятам удалось растянуть баннер, закрепившись на платформе и повиснув за её бортом. Они продержали его там сутки, достигли своей цели (а суть нашей работы именно в том, чтобы вызвать общественный резонанс), замёрзли и «свернулись», - рассказывает в личной беседе с нашим кор-респондентом Андрей Петров, руководитель программы «Всемирное наследие» «Гринпис России». – Мы действовали так же, как в прошлом году. Ребята предупредили береговую охрану о проведении мирной акции. Мирной, потому что у них не было оружия. Судно не пресекало установленную законодательством пятисот-метровую зону безопасности вокруг платформы. И, конечно, перед проведением акции мы советовались с юристами. Думали, максимум, что могут за это сделать нашим активистам, - привлечь к административной ответственности. Административной, но не уголовной!
Андрей Петров отметил, что с сентября весь коллектив находился в тяжелейшем психологическом состоянии. Во-первых, пугала неизвестность, в какой-то момент «зелёные» уже были готовы к тому, что офис «Гринпис» вовсе закроют. А, во-вторых…
- За пятнадцать лет, что я работаю в организации, на нас не выливали столько грязи. В чём нас только не обвинили за эти два месяца, смешно, но даже в собственном пиаре. А ведь «Гринпис» принципиально не тратит деньги на рекламу! Пропаганда против организации была построена достаточно грамотно. И очень обидно, что многие люди велись на эту пропаганду…, - расстроено качает головой Андрей.
«Гринписовцы» вспомнили, как москвичи организовали под окнами их офиса свою акцию протеста:
- Мы позвали этих людей подняться, поговорили, что-то объяснили и расстались едва ли не добрыми друзьями. Они даже не понимали, против чего пытаются бастовать Проблема в том, что многие люди абсолютно безоговорочно верят всему, что видят или читают в центральных СМИ.
Конечно, у каждого своя правда. Мы не пытаемся выступить в роли адвокатов «зелёных» и до сих пор считаем, что с их богатым опытом проведения различных акций можно было придумать альтернативный, менее экстремальный и опасный для людей вариант привлечения внимания к, безусловно, важной проблеме. Но, наверное, под одним углом зрения на дело против гринписовцев смотреть всё-таки нельзя.
Наталья ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru.