
В конце ноября на сайте Роскомнадзора была опубликована Концепция информационной безопасности детей. Её авторы считают, что регулирование защиты детей от информации эротического и порнографического характера следует распространить и на информационную продукцию, имеющую значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества. «Концепция ещё раз привлекла внимание общественности к проблеме защиты детей от вредоносной информации, - отметил в одном из интервью декан факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова Юрий Зинченко. - Были созданы несколько экспертных советов. Концепция - объёмный труд, порядка двух с половиной тысяч страниц Я советую и педагогам, и родителям ознакомиться с методологической частью документа. Экспертами была проведена большая работа, и получилось действительно интересно».
Получилось действительно о-о-очень интересно. Закрывать несовершеннолетним глаза на прелести Венеры Милосской планируется с помощью многострадального федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», согласно 13 разделу первого пункта Концепции.
Пострадает не только «безрукая Афродита». Она (Афродита вообще, то бишь) на то и богиня любви, чтобы возглавлять список «самых безнравственных скульптур». Во всех своих многочисленных вариациях богиня, равно как и другие завсегдатаи Олимпа, предстаёт без одежды. Не очень понятно, что планируют делать с прелестницей (-ами) авторы Концепции: надевать на их обнажённые тела хотя бы какие-нибудь предметы гардероба или помещать в ограждённые кабины? Не ставить же на билетах в музеи «18+»… Возможно, новой инициативе обрадуются производители фиговых листочков. Судя по количеству нагих мужских скульптур в том же Эрмитаже, заказов на их продукцию теперь будет предостаточно. Впрочем, «некоторым» и не привыкать. Гипсовая копия мраморного микеланджелского Давида в лондонском музее Виктории и Альберта, например, известна именно тем, что на случай визитов королевы была снабжена фиговым листочком на «причинное место».
Вероятно, не будут против и многочисленные поклонники Казимира Малевича. Копии его знаменитого «Чёрного квадрата» отныне смогут украшать интимные места на шедеврах да Винчи, Рафаэля, Рубенса, Рембрандта… Текст Концепции наводит на мысль, что общением с искусствоведами авторы пренебрегли. Трудно предположить, что люди, влюблённые в искусство положительно отнеслись бы к подобной инициативе.
- Знаете, когда мы росли, от нас Венеру Милосскую не прятали. И выросли мы нормальными. Ограждать детей надо от другого. Например, показывают фильм, где один человек жестоко избивает другого. И ребёнку уже кажется, что можно так делать, а если очень хочется, то и убить можно.
Что ж теперь, музеи все закрыть? Надеюсь, до такого маразма не дойдёт. Я слышала, что недавно Есенина хотели запретить, но всё обошлось, думаю, что и Венеру нам оставят, - качает головой Валентина Румянцева, хранительница музея-усадьбы Софьи Ковалевской в деревне Полибино Великолукского района Псковской области.
По всей видимости поняв, что хватанули лишку, и за неделю узнав о себе много нового, авторы Концепции - деканы журфака и психфака главного вуза страны Елена Вартанова и Юрий Зинченко - опровергли утверждения, содержащиеся в разработанном ими документе. Мы пробовали обратиться к ним напрямую, но законотворцы в столицах оказались слишком заняты для того, чтобы лично объяснить нам собственные идеи, поэтому их ассистенты предложили нам воспользоваться готовыми интервью в федеральных СМИ.
«Речь в Концепции идёт не о тех произведениях, которые составляют историческую и культурную ценность, а о произведениях массмедиа, которые отвечают актуальным информационным запросам людей», заявила Вартанова. Она добавила что Концепция «призвана оградить произведения искусства от механистического трактования закона».
«На статую Давида мы не собираемся клеить бумажку «18+». Наша Концепция не о том совершенно», - отметил Зинченко.
«А о чём же тогда?» - жаждали мы узнать, но, к сожалению, вопрос остаётся открытым. То, что авторы Концепции всё-таки пошли на попятный, радует. Значит, возмущение общественности ещё имеет для них какое-то значение. Вот только теперь непонятно, зачем же трудились «экспертные советы», если их работу раскритиковали все здравомыслящие искусствоведы, да и обычные граждане?
Павел ДМИТРИЕВ.
Наталья ИГНАТЕНКО.
Венера и Амур: renclassic.ru