Четверокурсник интересовался познаниями школьников об авиамоделизме неспроста. Вот уже двенадцать лет он увлекается этим «воздушным» и одновременно очень приземлённым видом творчества. Антон родился и вырос в Острове, псковской столице авиамоделизма, а его отец, как и дед, военный лётчик. Антон и сам признаётся, что после школы хотел поступать в авиационное, но почему-то в тот год набор был закрыт. Впрочем, парень намерен штурмовать военное училище и после окончания ПсковГУ. Это ведь практически мечта с детства. В девять лет он подбежал к папе с бумажным самолётиком и спросил, почему он не летает. Отец улыбнулся и вручил сыну книжку по авиамоделизму со словами «учи матчасть». И Антон рьяно принялся учить. Вся комната парня была заставлена моделями разнообразных самолётов. Сейчас он загорелся идеей сделать «кукурузник», легендарный самолёт, который выпускается уже 60 лет. Возможно, постепенно эту идею молодой человек будет претворять в жизнь вместе с ребятами из организованного им авиамодельного кружка.
Парень скромно улыбается, говоря, что никаких фантастических успехов в своём хобби не достиг, но определённые знания имеет и хочет передавать их школьникам.
- Это очень интересно, но, к сожалению, этим сейчас занимаются немногие. Первое время мои соседи посмеивались, что такой взрослый мальчик ходит запускать самолётики, а потом начали что-то спрашивать. Мужчины откровенничали, что в юности тоже занимались авиамоделизмом, женщины любопытствовали, где этому можно научить детей. Проблема в том, что в Пскове - практически нигде. Говорят, что стране нужны конструкторы, лётчики, космонавты, но почему-то почти ничего для этого не делается, - сетует Антон Лашкевич.
Он решил, что если хочется что-то изменить, нужно начать с себя, и предложил нескольким школам вести кружок по авиамоделизму. Инициативному парню удивлялись и... отказывали. Некоторые директора не хотели брать на себя ответственность за работу учеников с колюще-режущими предметами - ножницами и ножом для резки по бумаге (в таком случае и геометрию надо запретить, циркуль ведь не менее опасен), некоторые пугались бумажных формальностей. Бюрократия, кстати, отпугивает и многих авиамоделистов, тоже жаждущих открывать подобные кружки для детей. Поэтому Антон сразу предупреждал, что будет заниматься с ребятами бесплатно. Из-за этого, кстати, ему тоже отказывали. Видимо, школьным директорам было сложно поверить в то, что молодой парень готов тратить на что-то своё время, не получая никакой материальной выгоды.

Площадку для занятий предоставили в 13-й школе в Крестах, что тоже символично - рядом со школой аэропорт. Первый урок Антон, мгновенно превратившийся в Антона Михайловича, начал с вдохновенного рассказа об Икаре. Под звуки садящихся самолётов он очень живо и интересно перечислял основные вехи освоения человеком воздушного пространства, но вдруг один из школьников робко поднял руку:
- Антон Михайлович, а мы будем сегодня делать самолётики?
- Не всё сразу. Должен же быть вводный урок, - улыбнулся начинающий педагог и пообещал, что уже первый самолётик из спичек и бумаги они сделают на следующем занятии. Чуть позже он объясняет нам, что в данном случае практика ведёт за собой теорию: строя модель, регулируя или запуская её, авиамоделист узнаёт, на каких законах физики (с которой, кстати, некоторым его подопечным, ученикам 5-8 классов, ещё только предстоит познакомиться основано то или иное её действие.
После небольшой лекционной части Антон знакомит ребят с устройством самолёта на собственноручно сконструированной модели Cessna 150. Даже девчонки слушают с большим интересом, а мальчишки вообще, кажется, уже не чают души в новом педагоге. После занятия они плотным кольцом окружают Антона и выспрашивают разные подробности: хотят знать всё и сразу. Сам же Антон к большому количеству ребят, пришедших на первое занятие, отнёсся спокойно. Он уверен, что через месяц их останется всего пара человек: несмотря на свой романтический флёр, авиамоделизм - достаточно тяжёлая работа.
Наталья ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru
Фото автора
Прошу помочь связаться с Антоном Лашкевич.