Я был очень удивлён, что он оформляет документы, чтобы уйти на пенсию - художник по жизни, по нраву, по взглядам, по отношению к действительности и педагог одновременно - почти с тридцатилетним стажем преподавания живописи, и вдруг - уходит на пенсию. Хотя его никто не прогонял, не отправлял насильно на заслуженный отдых, у него в педколлективе нет врагов. И самое главное, нет и тех, кто смог бы его адекватно заменить на этом рабочем месте в небольшом, далёком от столиц, городе. Почему уходит? Что случилось? Почему он больше не хочет преподавать живопись, хотя еще некоторое время назад только этим и жил? «Не могу! Не вижу, кому бы я мог её преподавать. Дети теперь совершенно другие приходят учиться, я перестал видеть смысл что-либо им говорить, чему-то их учить… Постановке света, пластике, рисунку, пропорциям. Они теперь, кроме компьютера, ничего признавать не хотят. Они приходят на занятия в наушниках, а сняв их, совсем не понимают, что и о чём им говорят. Они уверены, что всё, что их окружает, может быть создано и сделано с помощью компьютера. И сидеть перед монитором они могут целыми днями, и когда понимают, что от них будут требовать работать руками - интерес к живописи либо пропадает сразу, либо чуть позже, когда понимают, что для того чтобы из-под его рук стало выходить что-то стоящее, нужно очень сильно попотеть в учении. Да, на компьютере можно сделать многое, даже подделать известные работы великих мастеров, но без компьютера такой человек ничего сделать не сможет, он будет полный «ноль». Но дети-то этого ещё не понимают. У них теперь даже пальцы на руках имеют иную функциональную активность. Если 35-40-летние тычут в экран планшета, смартфона, и т.д. указательным пальцем, то нынешние дети и подростки по сенсорному экрану двигают исключительно большими пальцами. Скоро эти изменения в двигательных реакциях отразятся на развитиях рук человека… И как я буду учить таких детей живописи. Может, кто-то сможет это делать - я уже не смогу».
Честно говоря, не знаю, как отнестись к его словам и самое главное, к его решению. Может быть, нужно долго и пафосно убеждать, доказывать, что призвание педагога состоит не только в том, чтобы дать урок, но именно - увлечь, заинтересовать, повести за собой, заставить их добровольно отказаться от наушников и компьютеров и взяться за тяжёлый ручной труд. Или… Кивнуть головой в ответ, в знак одобрения и поддержки, потому что против цивилизационного развития не попрёшь с кисточкой и мольбертом. И, возможно, через пять-десять лет всё искусство будет выходить из компьютера, а не из-под рук художника, скульптора, писателя и уже пора к этому привыкать. К тому же Шишкиных и Айвазовских много не бывает. А такого уровня талант и сам себе дорогу пробьёт.
Вот только вопрос: кто ж научит остальное общество в будущем воспринимать новых Шишкиных? И как его научить, если ему приятнее находиться в наушниках и листать большими пальцами страницы в планшете?