
- В школах контраварийного вождения учат не только управлять автомобилем, но и думать на дороге, анализировать ситуации. Думаю, подобные знания помогли бы избежать 90 процентов дорожно-транспортных происшествий. В таких школах инструкторами работают бывшие или действующие спортсмены, которые на себе испытали, что значит экстремальная, аварийная ситуация. Ни в коем случае не должны преподавать специалисты из обычной автошколы. Обычно курсы начинаются с тренажерно-теоретической подготовки - с занятий в классе, с рулевым колесом на парте. Правильный алгоритм действий на дороге можно заложить, не садясь в автомобиль. Открою секрет, что еще и от правильной посадки водителя многое зависит. Сидеть нужно удобно, чтобы все органы управления автомобилем были доступны, чтобы ни в какой момент времени спина водителя не отрывалась от посадочного кресла. В спортивных автомобилях для этого установлены так называемые ковши, а еще специальные ремни, которые позволяют спортсмену слиться с автомобилем в единое целое.
Мы постарались проанализировать количество потенциальных автомобилистов, которые бы захотели пройти курсы контраварийного вождения. На сегодняшний день могу констатировать, что менталитет псковских водителей, руководителей организаций с большим автопарком позволяет говорить о том, что подобная школа будет не слишком востребована. Хотя неблагополучная обстановка на дороге говорит о том, что нашим водителям все же нужны курсы контр-аварийного вождения. Как показывает практика, многие водители переоценивают свои возможности, считают, что им хватает знаний. Разумеется, обучение в такой школе проходит на платной основе. Стоимость в нашем городе не будет дешевле, чем в Питере или Москве. Вы же не сможете купить «Мерседес» в Пскове дешевле, чем в столице. Здесь такая же ситуация. Готовы ли, например, руководители автотранспортных предприятий на денежные траты? Вероятно, должны найтись ответственные люди, которые не пожалеют средств, чтобы отправить своих водителей на подготовку.

Олег Мыслевич
Правда, приемы контраварийного вождения могут правильно работать только в том случае, если в автошколе были получены правильные первоначальные знания. Но закладывают ли там такой фундамент? Сейчас, например, автошкольников учат не задерживать транспортный поток при зеленом сигнале светофора. Хотя зеленый свет - не всегда знак того, что можно ехать на перекресток. Скорее, это некий признак того, что, может быть, можно двигаться. Кроме того, почему в автошколах преподают люди, которые всего лишь имеют водительское удостоверение и определенный стаж вождения? Имеет ли человек педагогическое образование, чтобы обучать? Чему он может научить? Кто это проверят? А ответы на эти вопросы дает статистика, которая показывает, что у нас в области рост ДТП - практически на 50 процентов по сравнению с прошлым годом. Как и принято в России, участники дорожного движения зачастую надеются на авось. На авось надеются мужья, которые покупают права своим женам, на авось надеются инструкторы и сотрудники ГИБДД, которые выдают удостоверения, если понимают, что человек не совсем готов к управлению автомобилем. Можно ужесточать правила дорожного движения, правила приема экзаменов, ответственность водителя за нарушение ПДД. Однако практика показывает, что те меры, которые принимает государство для обеспечения безопасности на дорогах, не работают. Нет положительной динамики. Почему-то не действуют на русского человека такие методы.

Сейчас ситуация на дорогах непростая, и не совсем понятно, в каком направлении двигаться, чтобы ее исправить. Для решения вопроса со своей стороны Федерация автоспорта Псковской области, при поддержке ГИБДД Псковской области, разработала программу возрождения и развития любительского ралли. Это стало возможным благодаря гранту Администрации Псковской области. В рамках программы будут организованы бесплатные штурманские курсы со школьниками, студентами, со всеми желающими. Занятия будут проходить с октября по февраль. Мы берем на себя обязательства обучить около 500 человек. Идея любительского или, как мы еще его назвали, семейного ралли заключается в том, чтобы с детских лет привить понимание того, что необязательно нарушать правила дорожного движения, двигаться с превышением скорости, обгонять, подрезать, выезжать на встречную полосу, чтобы вовремя прибыть из пункта А в пункт Б. Маршрут будет проходить через исторические, памятные места Псковской области. Кроме того, гонка будет разбавлена дополнительными интересными заданиями. Среди которых стрельба из лука, разгадывание викторин на знание истории родного края. Кстати, моделирование чрезвычайных ситуаций проходит во время автомногоборья. В рамках таких соревнований участники получают колоссальный опыт. У нас открытый доступ, любой человек может принять участие. Водители доказывают, что умеют управлять автомобилем не на дороге общего пользования, а на закрытой площадке и при объективном судействе.
В ТЕМУ:
Екатерина Каренина, единственная в России девушка-инструктор по контраварийному вождению, самая известная автоледи страны:

- Конечно, каждому водителю было бы неплохо пройти курсы контраварийного вождения. Поскольку все автомобили отличаются между собой и, соответственно, из экстремальной ситуации нужно выходить по-разному. По прямой любая машина едет одинаково. Разница начинается только в сложных ситуациях, когда машину приходится «ловить». Нужно помнить о приводе - переднем, заднем или полном. Разумеется, все навыки контраварийного вождения нужно отрабатывать только на закрытой трассе, и только с инструктором, чтобы водитель понял траекторию движения своего автомобиля. Каждому человеку нужно разное время, чтобы более или менее освоить мастерство вождения в экстремальных условиях. В любом случае, все очень индивидуально. Не знаю, существуют ли люди, которым вообще лучше не садиться за руль. По крайней мере, я таких не встречала. Начинающим и даже опытным автолюбителям можно посоветовать не только хорошо знать свой автомобиль, но и просчитывать дорогу на 5-6 машин вперед.
Марина ПЕТРОВА.