
На металлической станине агрегата выбит год выпуска – 1905. Это один из немецких станков, с фирмы того самого Мейера, основателя шпагатной фабрики, что была на улице Леона Поземского, а потом переехала в Котово. Во время Великой Отечественной немцы вывезли оборудование, но сразу после войны его удалось вернуть, и в 46-м фабрику открыли вновь.
Казалось бы, в век синтетики и цифровых технологий, шпагат должен уйти в прошлое, вместе с паровозами и радиолампами. Но побеседовав с техническим директором псковской шпагатной фабрики Виктором Мищанчуком, мы узнали много интересного про обычную веревку, изготовляемую, кстати, из исконно псковского сырья – льна. К середине двадцатого века технология изготовления шпагата достигла совершенства и до наших дней осталась неизменной.
Шпагат обладает некоторыми особыми свойствами, которых нет у синтетических веревок. Например, на него не влияют температурные условия – и в жару и в холод, он остается одной длины, узлы остаются крепкими. Кроме того, шпагат довольно мягкий и при перевязывании им стопок бумаги, не рвет ее, в отличие от синтетических веревок. Именно поэтому пачки купюр в банках предпочитают перевязывать именно шпагатом. Используют его и в министерстве обороны, на железной дороге, в пищевой промышленности. Нельзя не отметить и экологичность изделия, шпагат полностью разлагается и не наносит ущерба природе.
К сожалению, пока сырье для производства приходится покупать в сопредельной Беларуси. В Псковской области своих льнозаводов нет. Однако, по словам Виктора Мищанчука, Псковский научно-исследовательский институт сельского хозяйства в деревне Родина сохранил и доработал самые современные технологии льноводства. Псковский лен вновь может стать значимой частью экономики области.
Константин КОЗЛОВСКИЙ.