
История религии всегда тесно связана с историей страны Заметное с первого взгляда разнообразие архитектурных стилей становится понятным, когда сопоставляешь даты их постройки с хроникой событий тех лет. Так в архитектуре храмов, возведенных после Северной войны 1700 - 1721 годов, соединились элементы, характерные и для лютеранских, и для русских православных церквей. Церкви и соборы более позднего времени имеют уже привычный нам вид и похожи на построенные в тот же период в центральной России, а некоторые словно волшебной рукой перенесены в эстонские города и поселки с московских и псковских улиц. У иных же в «классический» православный облик неуловимо вплетаются местные мотивы: через элементы декора или использование строительных материалов, придавая им неповторимый эстонский колорит.
Отдельное слово следует сказать о деревянных храмах и часовнях. Излишне напоминать, что они требуют особенного внимания, а те, что не являются действующими, разрушаются быстрее своих каменных собратьев, и в этом случае надо уже вести речь просто о спасении. Беспристрастный взгляд авторов выставки - эстонского архитектурного фотографа Аарне Маасика, религиоведа, доктора наук Яануса Плаата и историка искусства Алек-сандра Пантелеева не оставил без внимания и эти аспекты.
- Вначале это был научный проект, осуществляемый при поддержке фонда «Эстонский культурный капитал», - рассказывает предысторию выставки Яанус Плаат. - Мы думали собрать информацию о православных церквях Эстонии и выпустить книгу. Начинали в 2007 году. Четыре года ездили по Эстонии, фотографировали храмы, интервьюировали людей. Я был тогда профессором Эстонской Художественной Академии, организовывал экспедиции, в которых участвовали и мои студенты. За это время мы нашли и описали все 178 православных храмов. В 2011 году был выпущен альбом «Православные церкви, монастыри и часовни Эстонии» с текстами на русском, ан-глийском и эстонском языках. Леэле Вялья, куратор псковской выставки, была тогда директором Эстонского музея архитектуры в Таллине и предложила сделать на основе собранных материалов выставку, которая стала довольно популярной и впоследствии демонстрировалась в пяти местах в Эстонии, в том числе в Нарве, на островах: на Сааремаа, на Кихну. В 2014 году выставка про-ходила в Таллине в Русском музее, а зимой этого года с ней познакомились жители Санкт-Петербурга и Печор. Мы были очень рады, что нам представилась возможность показать именно в Печорах сетоские и русские часовни. Это очень важно и для эстонцев, и для сето.

- Мы открываем очень теплую, душевную выставку, необходимую псковичам, гостям нашего города, и бесспорно, нашим ближайшим друзьям и соседям эстонцам, - отметил в своем выступлении директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселев. - Я думаю, что вот это объединяющее начало - православие, которое сближает наши народы, необходимо и Эстонской Республике, и России.
Немало добрых слов было сказано о сотрудничестве учреждений культуры областного центра и Псковской Канцелярии Генерального Консульства Эстонской Республики в Санкт-Петербурге. Нотку грусти в атмосферу открытия внесло сообщение об отъезде в Белоруссию консула Эстонской Республики Свена Суурсаара. Это последняя выставка в Пскове, подготовленная при его личном участии. Директор Канцелярии Трийн Партс поблагодарила его и от имени коллег и на память о псковской земле вручила Свену и его супруге Керсти картину псковского художника Олега Цветкова. Выставка будет работать до 7 июля.
Виктория ПАВЛОВА.
pva@province-pskov.ru