- Безусловно, вопросы грамотности и культуры письма сейчас стоят очень остро. И наш регион не исключение, - вздыхает декан филологического факультета ПсковГУ Юлия Грицкевич. - То, что культура письменной речи и уровень грамотности снижаются, объясняется целым рядом всем известных причин: мы постепенно утрачиваем интерес к чтению книг, уже с раннего детства ориентируя детей на Интернет, многие выпускники школ не читали произведений, без которых наша литература и культура просто немыслимы, учительское сообщество давно бьет тревогу из-за того, что часов по русскому языку и литературе становится меньше. Однако потребность в грамотных и образованных специалистах заставляет общество понять, насколько важно владеть словом. Но просто понимания здесь мало: нужны конкретные шаги и в школе, и в политике государства по отношению к русскому языку и литературе.
Одним из таких шагов навстречу грамотности можно смело назвать прошедший 21 апреля в 60 городах России и мира «Тотальный диктант», своеобразный «флеш-моб» (общий сбор по-другому) по современному русскому языку. Впервые слышите? Не удивлена. В числе 60 городов-участников в России Пскова не оказалось (в чем, собственно, виноваты исключительно псковичи - организаторы акции открыты любым новым контактам). Ежегодно все больше и больше участников проекта смело вступают в бой с орфографией и пунктуацией (увы, пока неравный): от 150 студентов Новосибирского государственного университета в 2004 году до более чем 25000 человек по почти всей стране и даже за ее пределами восемь лет спустя. Ностальгически окунулись в эпоху школьных диктантов и некоторые псковичи, узнавшие об акции заранее и, за неимением единой площадки, воспользовавшиеся интерактивными диктантами на сайте проекта.
- Идея интерактивного диктанта меня, как человека гуманитарного склада, обучающегося на совершенно негуманитарном факультете, чрезвычайно порадовала: наконец-то можно проверить, остались ли крупицы знаний со времен школы, - рассказывает студентка инженерно-строительного факультета Псковского университета Виктория Зарецкая. - Сказать, что результаты удивили - не сказать ничего: в лучшем случае (а я проштудировала все три текста, представленные на сайте) было выявлено пять пунктуационных и одна орфографическая ошибка. Но некоторые моменты я считаю спорными, в частности, вопрос о строчной или прописной букве в словах «Бог» и «Интернет» до сих пор меня мучает. Как и вопрос об авторских знаках препинания, понятных, соответственно, только тому, кто писал этот текст, и часто идущих вразрез с общепринятыми нормами.
Именно авторские знаки препинания смутили учителя русского языка и литературы Псковского педагогического комплекса Ирину Буфетчикову:
- Честно говоря, не очень поняла, зачем нужен этот диктант. Проверить себя? Так многие знают, что они безграмотны... И никто, убедившись в этом ещё раз, не полезет в справочники искать правила. Кроме того, меня пугают «авторские» диктанты: я сама порою составляю подобные вещи, когда мне надо опустить с небес на землю зарвавшихся детишек.
Не согласна с Ириной кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры русского языка Псковского университета Наталья Молчанова, считающая, что на собственных ошибках человек «растет». Наталья даже посоветовала участвовать в проекте своим студентам. Послушная четверокурсница филфака Наталья Парамонова поделилась с нами впечатлениями от «написания» столь необычного диктанта.
- Конечно, ждала идеального результата! – шутит Наташа. – Но, проверив силы на двух текстах, поняла, что безупречно написать его трудно даже «ходячему справочнику с правилами». Наш «великий и могучий» сложен... При выборе знака препинания, например, можно применить не одно-единственное правило, а в зависимости от этого и знак поставить разный. Также важный фактор - интонация, с которой читает диктующий. В итоге лучшая оценка у меня - четверка…
Наслушавшись девчонок, пройти интерактивный диктант решила и я. На мониторе текст Бориса Стругацкого. В местах, где, по мнению организаторов, можно допустить ошибки, - пустые окошки с выбором вариантов. Конечно, больше это похоже не на диктант, а на тест, но зато и времени тратишь на порядок меньше. С другой стороны, подобный диктант, конечно, надо слышать, а это лишь стимул для псковичей в следующем году отправить соответствующую заявку. Бездушная машина сухо сообщила мне, никогда не имевшей по русскому языку никакой оценки ниже «пятерки», что с диктантом я справилась «удовлетворительно»: одна орфографическая (пресловутая прописная буква в слове «Интернет») и три пунктуационных ошибки. На «авторские знаки» уповать не буду, лучше пойду и повторю правило о пунктуации в сложных бессоюзных предложениях.
Наталья ИГНАТЕНКО.
nata@province-pskov.ru
Фото Антона ТИЩЕНКО.
Молодец, Натуля, что повторишь)))
Экое самомнение!"Никакой оценки ниже "пятёрки"... Даже профессора говорят, что не знают русский язык на "пять".
учить надо лучше Натуля