Фонды Псковского музея-заповедника для оккупантов представляли особый интерес. Их изъятием занималось специальное подразделение, именуемое как зондеркоманда «Псков». Многое из похищенного немецкими оккупантами удалось вскоре сразу войны вернуть, но далеко не все, раритеты из Псковского музея потом находили в странах Запада и в США.
- Точное количество экспонатов назвать невозможно, потому что почти все инвентарные книги во время войны были утрачены, - рассказывает генеральный директор Псковского музея-заповедника Юрий Киселев. - Можно говорить о нескольких тысячах. По частично сохранившимся в древлехранилище инвентарным книгам мы знаем об уникальных изданиях, которые хранились в музее. В их числе Библия Франциска Скорины, белорусского первопечатника 16 века и, утраченных в годы войны.
Надо заметить, что комиссия по реституциям работает давно, причем обе стороны, российская и немецкая, занимаются поиском сокровищ параллельно. Результат их совместной деятельности - два тома с перечнем ценностей, похищенных оккупантами. В последние годы что-то удалось вернуть уже в Россию. Например, Богоматерь Тихвинскую, Псково-Покровскую чудотворную икону, в ее возвращении участвовал Владимир Путин, передавший икону патриарху. Андрей Турчак в первый год своего губернаторства выкупил в Петербурге Минею 17 века из довоенного собрания музея.
В псковском разделе списка Розенберга, отвечавшего в Третьем рейхе за изъятие музейных ценностей в странах Европы, значатся живопись и серебро, а также иконы 14-16 века, но опять же это далеко не все.
- В Каталоге утраченных книжных ценностей перечислены десять старопечатных книг, - продолжает Юрий Киселев. - Хотя, по словам очевидца, который находился в городе во время немецкой оккупации, двор Поганкиных палат был буквально устлан старинными фолиантами, их «специалисты» из зондеркоманды «Псков» не смогли или не успели вывести.
Немцы понимали, что имеют дело с шедеврами мирового класса. Они коллекцию музея эшелонами отправляли вначале в Ригу, а потом, когда война покатилась на Запад, вглубь Германии. Что интересно, оккупанты в первую очередь увозили археологические коллекции. Они использовались нацистами как подсобный материал для фальсификации истории, ведь согласно расовой теории Гитлера восточноевропейские земли с древних времен принадлежали племенам тевтонов.
Зондеркоманда «Псков» успела вывести собрание старинной мебели, скульптуры, полотна западноевропейской живописи, иконы. В Фондах музея хранилась коллекция средневекового оружия: пушки на лафете, рыцарские доспехи, пушечные ядра и даже несколько языческих идолов. Они, похоже, безвозвратно исчезли. До войны в картинной галерее музея были выставлены полотна Марка Шагала. Их судьба до сих пор неизвестна.
Две иконы, Иоанна Предтечи и святителя Николая, в настоящее время хранятся в Даугавпилском музее. Как они там оказались? Эшелон с музейными ценностями в 1944 году попал под бомбежку, иконы, раскиданные вдоль железнодорожной насыпи, подобрали местные жители. Псковские иконы имеются и в Новгородском музее. Как заметил Юрий Киселев, вопрос об их возвращении в Псков никогда не поднимался, потому что «разговор о внутренней реституции просто неуместен».
- Я работаю в псковском музее двадцать один год, - говорит Юрий Киселев. - На моей памяти в музей были возвращены несколько книг, которые обнаружили в Минске, и «История княжества Псковского» с довоенным штампом музея, которая хранилась в частной библиотеке. Создание рабочей группы, возможно, позволит перейти к более активной фазе поиска сокровищ псковского музея. Где они могут находиться, ведь столько лет прошло? Может, у богатого собирателя древностей, способного купить того же Шагала или псковскую икону. Обычно такие люди не афишируют свое увлечение. Языческие идолы, изображение которых сохранилось только на фотографиях, возможно, тоже попали в частные коллекции, а может, лежат в глубокой шахте где-нибудь в горах Тюрингии, куда их упрятала зондеркоманда «Псков».
Антон РАССОХИН.
province@pskov.ru