Пять лет Евгений Кузьмич посвятил Печорам, где занимал должность председателя райисполкома, а в конце 1989 возглавил агрокомбинат «Псковский». С этого времени его судьба уже неразрывно связана с Псковским районом.
- Должность моя называлась директор-заместитель председателя горисполкома. Агрокомби-нату тогда подчинялись семь совхозов в Псковском районе и колхоз «Россия» в Великолукском, а также два тепличных комбината - в Писковичах и Великих Луках,- рассказывает Евгений Кузьмич. - К агрокомбинату тогда относились пригородные совхозы «Победа», «Металлист», «Верхолинский», плодопитомник «Быстрецово», «Большевичка». Мы заготавливали ежегодно 10 тысяч тонн картофеля, 2 тысячи тонн свеклы и около 2 тысяч тонн моркови для города, много капусты. Корнеплоды выращивались во всех хозяйствах понемногу, а огурцы и помидоры - в двух тепличных комбинатах. Два года мы работали, совхозы были рентабельны. Директор совхоза «Победа» Григорий Иванович Гецентов тогда как раз уходил на пенсию и предложил место директора главному инженеру Александру Васильевичу Захарову. И уже будучи на пенсии, Григорий Иванович согласился работать диспетчером на агрокомбинате, вот такой авторитетный был у нас специалист.
В 1991 году, после августовских событий, властные структуры стали меняться. И мне предложили возглавить Псковский район. Пришел я на совет (народных депутатов), в составе которого было больше пятидесяти человек, знал уже практически всех. Если мне не изменяет память, то из пятидесяти депутатов, голосовавших тогда, против меня высказались трое или четверо. И меня избрали главой администрации Псковского района. Работал районный совет. Потом появился малый совет, возглавлял его Николай Степанович Румянцев. Поскольку опыт работы к тому времени у меня был уже солидный, то в 1996 году я принял решение принять участие в первых выборах главы Псковского района. Поскольку поначалу все это казалось довольно необычным - ведь раньше существовала система назначений, и желающих участвовать в выборах не находилась. А нужна была альтернатива. И поучаствовать в них я предложил руководителям двух хозяйств. Один из моих конкурентов - директор совхоза «Металлист» - тоже носил фамилию Иванов. И уже позже я подумал, а не свалял ли дурака, и не получится ли путаницы из-за этого (а ведь впоследствии сходство имен и фамилий кандидатов стало одним из приемов политтехнологов). Но все равно я набрал больше половины голосов и победил в первом туре. Псковский район я возглавлял до 13 марта 2000 года. Второй раз на выборы я уже не пошел - здоровье не то, возраст перевалил на седьмой десяток. На тех выборах всех опередил Вячеслав Сукманов. Выборы пошли активнее, выдвинулись несколько кандидатов.
Время в 90-х годах было тяжелое, зарплаты - невысокие, и те задерживали. Но бюджет Псковского района был более-менее в норме. И уже тогда я не понимал, зачем мы деньги перечисляем в область, регион - в федеральный бюджет, а оттуда средства снова возвращались к нам в виде трансфертов. В самом начале - 1991-1992 годах - ситуация была еще стабильная, мы даже колхозам и совхозам беспроцентные кредиты давали - на топливо, например. Позже инфляция выросла, дороже становились электроэнергия, топливо. Приходилось трудно. Помню, в конце 80-х глав районов собрали в Пыталовском районе (я тогда, кажется, был еще в ранге заместителя председателя горисполкома). Собравшимся продемонстрировали фермера (сейчас сказали бы - провели презентацию), у которого в хозяйстве было две коровенки и три быка, да дом, больше смахивающий на развалюху. Ни электричества, ни в сарае ничего нет, и говорят - вот, мол, образец хозяйствования. Я тогда высказался почти матом... Зачем устоявшиеся крепкие коллективные хозяйства менять на фермерские? Этого я никогда не смог понять. Впоследствии фермерское движение началось по всей России, академики выступали в его поддержку. В общем, все шло к развалу хозяйств коллективной формы собственности. Мне уже в те годы довелось побывать в Голландии, Швеции, Германии, я видел, как живут фермеры. Вместе с ними за границей работают и коллективные хозяйства, и никому не мешают. И государство их субсидирует. Наемные рабочие есть что у нас в совхозе, что у заграничных фермеров. Только энерговооруженность в несколько раз выше, чем у нас. В Псковском районе в те годы было зарегистрировано 700 фермеров, работоспособных же - человек семь. Если надо вспахать тысячу гектаров пашни, а один комбайн стоит 10 миллионов, откуда фермер возьмет такие деньги? Колхозная техника - устаревшая. Ну, скажите, как агрофирма «Победа», где работает 700 человек, имеются десятки тракторов, может разделиться? Что касается сельского хозяйства, я старался делать все, что возможно, чтобы его сохранить. И руководителям говорил, чтобы лучшие земли оставляли в коллективном хозяйстве. Тем не менее в 90-е годы «ушло» около половины сельхозпредприятий, процентов сорок где-то, а количество продукции по сравнению с 1991 годом сократилась в три-четыре раза, на столько же уменьшилось поголовье скота. На Талабских островах в те годы работал колхоз имени Залита. Мы смогли построить рыбоперерабатывающий цех по европейской технологии. Цех работал на побережье. Впоследствии его обанкротили. Вот такие дела. Но если оставшиеся в районе хозяйства были сохранены, то произошло это, считаю, не без моего участия.
Денежные реформы происходили одна за другой, цены взлетели, и… район обеднел. Зарплату, пенсии перестали платить. Я тогда довольно жестко выступал на областных совещаниях, но руководители наши, видимо, к Ельцину боялись обращаться. Кстати, в те годы и Ельцин к нам приезжал. Мне довелось организовывать его встречу с переселенцами в деревне Дуброво. Вертолетную площадку оформляли, милиции много было. Для встречи были отобраны переселенцы, бывшие военнослужащие, несколько руководителей хозяйств. Борис Геннадьевич Полозов тогда в администрации области работал, также присутствовал. Показывали Борису Николаевичу строящиеся дома, схемы, стол деревянный на улице поставили. Приезжал и Андрей Козырев, в то время - министр иностранных дел. Дома практически уже были готовы, стояли под крышами, но без отделки. Коммуникации не подведены - электричества, воды, газа - не было. Ельцин тогда дал команду - деньги пообещал, но до сих пор, по-моему, все очень запутано складывается. Газ мы проводили, но финансы закончились. И фактически до 2000 года, пока Путин не пришел к власти, район жил довольно бедно.
Лариса АНДРЮШИНА.
ali@province-pskov.ru