Первое отделение юбилейного концерта, которое длилось около часа, ансамбль «Сказ» имени Виталия Румянцева, с удовольствием оставил за собой, принимая поздравления от властей всех уровней, друзей и поклонников и, конечно, исполнив известные и новые музыкальные и танцевальные композиции. Зрители в зале, где был полный аншлаг, увидели привычный сказовский азарт и огонь в глазах исполнителей, виртуозность, мастерство, красоту мелодий, полет фантазии. А вот во втором отделении, почти все участники ансамбля спустились в зрительский зал и устроили себе и около тысячи счастливчикам, успевшим купить билеты, большой праздник. А билеты в большой концертный зал областной филармонии были проданы еще за несколько дней до... И, не случайно.
В гости к «Сказу» на концерт приехали такие артисты, что пропустить их выступление было бы очень обидно. Приехал и заслуженный артист России Ян Осин, добавивший в концерт немного столичного лоска - несколько лет он был солистом «Сказа», а в последние годы выступает на столичных сценах. Ян оставил часть души в псковском ансамбле, по словам певца - это были самые душевные годы его жизни - время становления как артиста. Теперь он поет в Москве, исполняет на столичных сценах в основном патриотические и известные русские песни, которые привез в подарок «Сказу» и всем псковичам. «Очи черные» в его исполнении звучали классически и мощно - казалось еще чуть-чуть и не выдержат барабанные перепонки, а заодно и отделка большого концертного зала псковской филармонии. Кстати, Ян, приберег для юбилейного концерта премьеру своей песни «Дождичек», ставшую настоящим сюрпризом для собравшихся.
А потом после классического баритона, словно с одной патефонной пластинки, полилась мелодия от музыкантов ансамбля: «У самовара я, и моя Маша...» - этот танец, веселый и сладкий, словно конфетка, в исполнении Алексея Павлова и Марины Максименко - уже стал одной из визитных карточек «Сказа». Что интересно - ни один концерт этого коллектива - никогда не нагонял хмурых или тяжелых мыслей. Даже если оркестр играет грустные и печальные мелодии - музыканты своим мастерством настолько завораживают зрителя, что грусть сменяется восторгом. Вот, уж, правда - светлый коллектив - светлая музыка и танцы. С ними легко можно унестись и во французскую ривьеру, и на средиземноморское побережье, и в русскую деревню, и на городскую площадь, и в шумный трактир, и на речку, луг, в лес. Хочешь поднять давление и жизненный тонус, а заодно черпануть с лихвой оптимизма - иди на концерт «Сказа» - никакие доктора с этим лучше не справятся... Вот и опять полилась мелодия: «У самого синего моря...» - в исполнении русских народных инструментов звучит волшебно, а балалайка в умелых руках мастера легко и шум моря изобразит, и набежавшую волну...
Художественный руководитель ансамбля, он же балалаечник-виртуоз, он же певец - Константин Абабков выдал зрителям свою любимую песню из репертуара ансамбля про «Маньку, которая каналья...» в традиционном дуэте с одной из солисток ансамбля Натальей Широковой. На сцену то и дело выходили танцоры и солисты, что когда-то работали со «Сказом» и те, кто сегодня составляют славу коллектива. Причем все получалось так гармонично и отработанно, будто репетиции в таком составе идут регулярно безо всяких перерывов. Что касается сказовских танцоров, то тут все понятно - школу балетмейстера Юрия Колючкина забыть вряд ли кто-то способен даже по прошествии многих лет без репетиций.
Двенадцать лет псковский музыкант Павел Бойков был руководителем «Сказа», сейчас, возглавляемое им арт-трио «Вольница» работает в Москве. Но, отодвинув все планы и концерты, музыканты приехали поздравить «Сказ» и поиграть для псковичей. К тому же, кроме самого Павла Бойкова воспитанником псковского ансамбля стал и другой из тройки музыкантов «Вольницы» - баянист Владимир Демченко. Трио продолжает ставить музыкальные эксперименты, играть в разных стилях, жанрах - музыку разных эпох. И тогда в одной композиции можно услышать и мелодии казаков, и творения Бетховена, и джаз, и русские народные... На большой сцене БКЗ и на этот раз перед псковичами предстали: Павел Бойков с неизменной бас-балалайкой, Денис Жуков, умеющий извлекать из своей балалайки космические звуки, и Владимир Демченко, умеющий выжать из баяна такие звуки, что дух захватывает. А обаятельная улыбка Владимира сама по себе инструмент, который затягивает и околдовывает, так, что смело можно называть коллектив не трио, а квартет - с улыбкой плюс. А если брать в расчет знаменитую лысую голову Павла Бойкова - то и квинтет получится. И известную «Мурку» назвать «Олигархическим рондо», чтобы с большой сцены звучало - мог только Павел, а сыграть эту мелодию так, что зал замер - могла только «Вольница». Но как это было красиво сыграно, словами все равно не пересказать.
А музыкальному звучанию другого коллектива, который приехал поздравить «Сказ» с юбилеем, могли бы позавидовать и большие хоры. Седая, ровно стриженная борода, огромные мужики, нательный крестик и серьга в ухе, военная выправка, шашки «на голо» и голоса - какие великолепные мужские голоса - все, что определяет понятие кубанского казака - есть у Кубанского казачьего квартета «Кумовья». Кроме этого, у них есть и воспитанник «Сказа», музыкант, певец, впитавший с детства псковский дух, силу, настроение, музыкальность - Роман Петернев. Накануне сказовского юбилейного концерта «Кумовья» уже обворожили часть псковичей на сольном концерте в Пскове. Многие из тех, кто услышал казаков накануне, потом с ног сбивались с вопросом: «Нет ли лишнего билетика?», чтобы услышать их еще раз во время поздравления псковского ансамбля.
- У нас, на Кубани, нет слова художественный руководитель, директор, президент или председатель - у нас есть слово «атаман», которым все сказано, - рассказал со сцены лидер квартета Александр Сафонцев. - И мы решили принять в походные атаманы Константина Абабкова. Вручаем ему знаки атаманской власти: белую бурку, папаху и нагайку.
А чтобы по всем правилам стать походным атаманом, руководителю «Сказа» пришлось выпить чарку кубанской водки по-казачьему обычаю, поднесенной на лезвии шашки, и вытерпеть три хлестких удара казачьей плеткой. А потом вместе с кубанцами, и подхватившими песню зрителями в зале, спеть знаменитую «Любо, братцы, любо!». В финале зал просто взорвался восторгом, аплодисментами, криками «браво!». «Кумовьев» еще долго не отпускали со сцены, все звали «на бис» и завидовали тем, кто накануне смог попасть на их сольный концерт. А они вновь и вновь выходили к микрофонам и пели, и шутили, рассказывали кубанские истории. Закончив выступление коронным номером - песней: «Распрягайте, хлопцы, коней...». Как потом позже рассказали сотрудники концертного зала - столько аплодисментов от псковичей и криков «браво!» они давно не слышали в этих стенах.
Потом, уже за кулисами, после окончания концерта «Кумовья», в составе: Александра Сафонцева, Романа Петернева, Андрея Алексеева, Федора Коржова, рассказали, что название квартета не случайно, они действительно приходятся друг другу кумовьями. И стараются в обычные дни жить такой жизнью, о которой поют. Они веруют, близки к земле и станичному укладу, а дух у казаков настолько крепок, что унынию нельзя предаваться - это большой грех. И псковичи, из тех, с кем они успели познакомиться за эти несколько дней, им понравились.
- Когда мы узнали у себя в коллективе вашего земляка Романа Петернева, то удивлялись, насколько он силен духом, настойчив, терпелив, дружелюбен, рубаху последнюю за друга отдаст, на огонь пойдет - мы думали, что это именно у него характер такой, - серьезно говорит Александр Сафонцев. - А теперь, побывав у вас - поняли, что у вас все такие...
Юбилейный концерт «Сказа» шел уже два часа, а гости все выходили на сцену: настал черед и ансамбля народной песни «Сорока» из Великого Новгорода - семь по-русски красивых, дородных - «кровь с молоком» девушек. Мощное звучание женских голосов, хороший ритм, ясная мелодия, звон колоколов - они поют о Новгороде Великом, о родном городе и не стесняются об этом прямо говорить. Эти песни можно слушать хоть в Гватемале, хоть в Полинезии, хоть в Лондоне или Нью-Йорке - любые туземцы и иностранцы поймут, что песнь о России...
«Сорока» - одна из многочисленных музыкальных групп, которые используют сегодня на эстрадной сцене народный стиль, манеру исполнения народной песни, народный костюм... Но получается это у большинства экспериментирующих, мягко скажем, не очень... У «Сороки» - получается. Не пошло, не вульгарно, с достоинством и естественностью настоящих русских красавиц. Псковичи в зале «Сороку» оценили и долго не отпускали со сцены. А тем, в восторженной атмосфере псковского праздника, было и самим не остановиться. И напомнили они залу, какие у нас в народе есть красивые мелодии, исполнив попурри из русских, украинских, белорусских и казачьих песен. И у них оказалась припрятана для «Сказа» и псковичей премьера песни: «Кони, кони, вы уносите меня...». Возможно, уже скоро эта песня будет не менее популярна, как и «Колечко», которая постоянно крутится на российских радиостанциях.
Юбилейный концерт «Сказа» и его гостей шел без малого три часа: без перерыва и долгих поздравлений: только музыка, танец, песни - подаренные псковичам. Именно так, как это происходило все тридцать пять лет такой маленькой и такой большой жизни псковского ансамбля «Сказ». Одно из самых хороших обстоятельств в концертах этого коллектива - то, что если вы не попали на очередное выступление, то обязательно попадете в следующий раз, потому что он... наш, домашний, близкий и милый «Сказ».
- Мы хотели сделать Пскову и псковичам приятно, преподнести на наш юбилей такой вот подарок. Надеюсь, у нас это получилось! - Завершил вечер от имени всего ансамбля и гостей художественный руководитель ансамбля «Сказ», а теперь еще и походный атаман Константин Абабков.
Игорь ДОКУЧАЕВ.
idok@province-pskov.ru.
Фоторепортаж о том, как музыканты псковского «Сказа» и Кубанского казачьего квартета подписали именные кирпичи на возведение храма Веры, Надежды, Любови и Софии в Крестах смотрите в нашем специальном разделе.