Старший брат нашего читателя Николай из Ярославля рассказал о том, что во время отступления немцы угнали его мать, сестру и двоих братьев в сторону Латвии. После неудачной попытки побега Николай жил у хозяев неподалеку от деревни Качаново. Однако подтвердить этот факт в официальных инстанциях Антонов-старший не успел - умер от тяжелой болезни. Средний брат Александр мог стать только косвенным свидетелем, ибо в это время был на фронте. Однако в письме Николай сообщил имена хозяев, на которых работала его семья. Если их дочь Евгения до сих пор жива, она могла бы стать ценным свидетелем. Чтобы разыскать женщину я отправилась в Качаново.
Оказывается, год назад пенсионер там уже был и узнал, что действительно в одной из латышских, а ныне палкинских деревень живет некая Евгения. И возраст, и имя, и название населенного пункта - все совпадало! Однако поговорить с женщиной мне так и не удалось. Дело было ранней весной, и искомая деревня оказалась завалена снегом. А поскольку снегоуборочная техника в Палкинском районе нарасхват, то в тот день до пенсионерки она не добралась. Так и уехала я ни с чем. Впрочем, я бы уехала ни с чем в любом случае.
С дорогами, как водится, в России всегда было сложно, к счастью, сейчас спасает мобильная связь. Через некоторое время, благодаря предоставленной оператором сотовой связи Tele2 Псков SIM-карте, я связалась с Антоновым и узнала о результатах его поездки. Оказывается, ему повезло больше, чем мне. Пенсионер добрался таки до Евгении, поговорил с ней, но… хозяйка оказалась совсем не той женщиной, которую он искал. К латышам, приютившим Антоновых летом 1944 года, женщина никакого отношения не имела.
В Качаново, куда наш читатель вернулся после неудачного разговора с Евгенией, судьба дала еще один шанс. Кто-то рассказал ему, что семью Сергеевых, проживавшую во время войны в деревне Анисимово Псковского района, вместе с Антоновыми угнали в Латвию. И если кто-то еще жив, он может это подтвердить. После освобождения Сергеевы решили не возвращаться в сожженную немцами деревню и остались в Качаново, где выжить в те времена было полегче Местная жительница, лично знавшая семью, сообщила Антонову, что родители умерли зато три брата уехали в Ленинград, получили образование, да там и остались. Оставалось только их найти. Увы, результат у нас с Антоновым оказался одинаковым: Сергеевы в списках жителей Ленобласти не значатся.
- Однажды я был на кладбище и встретился с двоюродной сестрой, - рассказывает Антонов - Разговорились. Оказалось, что она тоже летом 1944-го была в составе той колонны и могла бы подтвердить, что видела, как угнали нашу семью. Я обратился за помощью в прокуратуру по месту жительства - город Лабытанга Ямало-Ненецкого автономного округа. Но поскольку свидетели по моему вопросу находятся в Пскове, первичное заседание состоялось в Псковском городском суде. Были опрошены моя двоюродная сестра и брат Протокол судебного заседания будет отправлен в Лабытанги, и уже там должно быть принято решение о присвоении мне статуса малолетнего узника. Жду его со дня на день. Очень надеюсь, что справедливость на моей стороне…
Если кто-то из очевидцев может подтвердить слова Евгения Антонова пишите или звоните в редакцию «Псковской провинции». И помните, что сотрудниками «Псковской провинции», при содействии сотового оператора Tele2 Псков, найдено уже более 30 человек.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru