С просьбой во всем разобраться Анисья Паладьевна обратилась к авторам поисковой рубрики «Псковской провинции».
Паладий Игнатьев родился в 1908 году в деревне Сидорово Красногородского района Тверской, а ныне Псковской области. В 1939 году, когда маленькой Анисье исполнилось два года, он был призван на советско-финскую войну. Через несколько месяцев в сорокаградусный мороз Паладий был ранен, и так, наверное, бы погиб в стане врага, если бы несчастливый случай. Вместе с ним бок о бок воевал друг из соседней деревни. Узнав, что земляк попал в беду, он переполз через линию фронта, вынес Паладия из поля боя и отправил в госпиталь. С этой войны отец Анисьи вернулся домой живой. А еще мама рассказывала дочери о том, что летом 1940-го Паладий снова был призван Красногородским военкоматом во время наступления наших войск на Латвию. И снова удача: латыши сдались без боя, и сержант Игнатьев вернулся с войны целым и невредимым. Однако третий призыв оказался в жизни Паладия и его семьи роковым. Проводы отца на фронт в конце июня 1941 года были одним из первых детских воспоминаний Анисьи. Больше живым она его не видела. Три года семья переживала ужасы немецкой оккупации, но страшнее всего была неизвесность. Ни одного письма с фронта мама Анисьи так и не получила. А в конце 1944 года пришло короткое извещение, по сути означавшее похоронку: «Красноармеец Игнатьев Паладий Игнатьевич пропал без-вести в мае 42 года»...
- У меня всегда было ощущение, что мама его ждала, - признается спустя много лет Анисья Паладьевна. - И только умирая, она сказала, что отец пропал не на войне, а в сталинских лагерях. Там, на одном из пересыльных пунктов, его видел друг. Тот самый, что спас отца во время финской войны. Это была их короткая встреча. Так как они оба были осуждены на 10 лет без права переписки, договорились, что первый, кто освободится, сообщит обо всем семье, «чтобы дома ждали». А еще отец говорил другу, что служил в авиавойсках на одном из аэродромов Ленинградской области. В его вещах при обыске была обнаружена немецкая листовка, хотя ничего подобного он не поднимал. Видимо, отцовскому другу повезло больше. Он освободился из лагерей и обо всем рассказал матери...
После похорон матери, Анисья сделала запрос в центральный архив Министерства обороны РФ. Пришедший ответ все еще больше запутал. Паладий действительно был приговорен военным трибуналом 11 района авиабазирования к 10 годам ИТЛ. Однако в алфавитных картотеках на осужденных военными трибуналами, по прекращению уголовного дела, наблюдательных и надзорных производств военных прокуратур Игнатьев в списках не значится, а нужные документы в ЦАМО на хранение не переданы. Проанализировав полученную информацию, Анисья пришла к выводу, что извещение на отца пришло уже после трибунала. Как говорится, «задним числом». А если следственное дело после трибунала нигде не обнаружилось, значит, оно на момент запроса находится под грифом «Совершенно секретно». Ни на сайте «Подвиг народа», ни по военкомату Красногородского района фамилия отца не значится. Но с момента последнего запроса в ЦАМО прошло 11 лет. Может быть, за это время со следственного дела Паладия Игнатьева был снят гриф секретности, и информация о его последних днях и месте захоронения будет доступна близким родственникам? Анисья, как и ее мама, на протяжении многих лет продолжает на это надеяться.
Мир, как известно, полнится слухами. Если вы знаете, как ей помочь или что-то слышали о судьбе человека с редким именем Паладий, позвоните в редакцию. Ну и мы, разумеется, тоже не будем сидеть, сложа руки. И первый шаг уже сделан. Как обычно, помог давний партнер проекта «Жду тебя» - сотовый оператор Tele2. Благодаря SIM-карте Tele2, автор этих строк связался с источником, близким к секретным делам времени сталинских репрессий, и заручился его поддержкой.
Ульяна МИХАЙЛОВА.
umi@province-pskov.ru
Согласно информации на сайте Память народа https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_donesenie51190047/ сержант Игнатьев Паладий Игнатьевич служил в 44 отдельном инженерно-авиационном батальоне,который в июле 1942 года находился на Волховском фронте. Надо дочери воина снова послать запрос в ЦАМО (узнать,куда был направлен отец).