
Больше всего псковичи покупают хлеб и хлебобулочные изделия. Но, как говорится, не хлебом единым жив человек. За ним в числе самых популярных товаров в нашей области стоят... пиво и фармацевтическая продукция. Если же говорить о продуктовых предпочтениях, то наши хозяйки покупают замороженные полуфабрикаты и блюда, чтобы не тратить много времени на кухню. А поскольку они пользуются стабильным спросом, видимо, и остальные члены семей, включая мужчин, довольны их качеством. Мясная продукция занимает только среднюю строчку в ТОП-10, а колбасы и колбасные изделия - предпоследнюю. Чаще псковичи приобретают сигареты, безалкогольные и крепкие алкогольные напитки. Интересно, что в популярную десятку попала туалетная вода, которую нельзя отнести к предметам первой необходимости. Правда, она стоит на последнем месте.
Такое распределение товаров можно объяснить их стоимостью. Практически все перечисленные выше наименования оказались также в ТОП-10 сентябрьских лидеров в денежном выражении. Выбыли из списка только замороженные полуфабрикаты. Чаще других продуктов их покупают псковичи как раз потому, что стоят они недорого. А вот больше всего денег из своего семейного бюджета жители нашей области тратят на лекарства. Это в определенной мере отражает демографическую ситуацию: в нашем регионе значительную часть населения составляют пожилые люди, которые не могут обойтись без фармацевтической продукции. После нее на втором месте по денежным расходам оказалась мясная продукция, на третьем - колбасы и колбасные изделия. Если они необходимы в питании каждой семьи, поскольку в нашем рационе должны обязательно присутствовать белки, то без сигарет, креплкогольных напитков, туалетной воды и пива вполне можно обойтись. Но именно эти товары занимают следующие позиции. Даже на хлеб и чай псковичи тратят меньше денег.
А к самым обеспеченным гражданам нас никак нельзя отнести, учитывая, что зарплата в Псковской области одна из самых низких в Северо-Западном Федеральном округе и значительно ниже средней по России. Поэтому и средний чек по итогам первого осеннего месяца у псковичей оказался ниже среднероссийского на 24,5% - 638 рублей. Жители соседней Ленинградской области в среднем в августе покупали товаров на сумму 733 рубля, а Смоленской - на 521 рубль. И во всех регионах этот показатель был ниже августовского. Вероятно, это связано не с тем, что все стали меньше кушать, а с сезонным снижением цен на овощи и фрукты.
НЕ ВЫХОДЯ ИЗ ДОМА
По данным проведенного социологического обследования, чаще всего в онлайне пользователи из Северо-Западного региона оплачивают мобильную связь - 87,9% респондентов (в 2017 году их было 82,8%), покупки в интернет-магазинах - 81,5% (70,8%) и коммунальные услуги - 73,6% (60,6%). За билеты в кино, театры, музеи и на концерты платят 60,4% опрошенных (45,2%), отправляют денежные переводы - 58,7% (64,8%). Следующие по популярности категории: билеты на поезда и самолеты - 57,2% (43,4%), доставка еды - 55,9% (37,2%), штрафы ГИБДД, налоги и госпошлины - 48,4% (35,4%), заказ такси - 47,3%, пополнение транспортных карт (городской транспорт) - 33,3% (17,8%). Со смартфонов и планшетов платят 93% респондентов (годом ранее - 90%), с компьютеров - 88% (76%). Заметно выросла в регионе популярность бесконтактных платежей: сегодня таким образом рассчитываются 35% опрошенных (9%). А самыми распространенными способами онлайн-оплаты остаются в СЗФО банковские карты. Ими пользуются 89% респондентов. Это на 8% больше, чем в прошлом году.
Любовь ПАВЛОВА.
plv@province-pskov.ru