Световой день становится короче, на реках наступает меженный период (низкий уровень воды) и период утренних туманов. В таких случаях судоводителю приходится рассчитывать на собственный опыт и умение, а также на опыт из практики бывалых судоводителей и профессионалов. ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Псковской области» дает рекомендации, которые помогут избежать аварийных ситуаций при плавании на маломерных судах в осенних условиях:
- время выхода в плавание и прибытие к месту назначения рассчитывать на светлое время суток;
- до выхода в плавание ознакомьтесь с прогнозом погоды и условиями на маршруте движения, при плавании в незнакомых и несудоходных водоёмах проконсультируйтесь у знающих людей;
- перед выходом убедитесь в наличии необходимых документов (удостоверения на право управления маломерным судном, судового билета), их лучше держать в непромокаемой упаковке;
- проверьте исправность и наличие аварийно - спасательного оборудования и инвентаря, наличие спасательных жилетов по числу пассажиров и экипажа; проверьте аптечку (комплектность, срок годности) и средства первой необходимости, которые следует держать в непромокаемой упаковке;
- при движении следует учитывать, что в меженный период реки возможны затопленные подводные препятствия, которые слегка прикрыты водой и визуально не видимы;
- во всех случаях следует двигаться с безопасной скоростью (при которой судоводитель может своевременно оценить обстановку и принять необходимые меры для предотвращения аварийной ситуации);
- при необходимости движения в тёмное время суток проверьте исправность светосигнального оборудования, наличие и надежность электропитания;
- утренний туман над поверхностью воды очень опасен, из редкого он резко переходит в густой до полного отсутствия видимости. В этом случае необходимо прекратить движение и переждать, пока он рассеется;
- при выборе безопасной стоянки судна у берега, особенно на судоходных участках рек, не ставьте суда в повороте, в узкостях, вблизи судового хода, в яру, не натаскивайте судно на берег, во всех этих случаях ваше судно может быть залито водой от волны проходящего судна или повреждено буксируемым составом;
- безопасно ставить судно в стороне от судового хода, надежно пришвартованным к берегу, при длине швартова достаточной для того, чтобы судно отыгрывалось на волне.
Екатерина СУВОРОВА, государственный инспектор по маломерным судам ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Псковской области».