Павел. - «Шестого декабря тысяча девятьсот семьдесят третьего года, когда меня убили, мне было четырнадцать лет». Наташа, в моём личном шорт-листе книг, которые лучше всего начинаются, «Милые кости» Элис Сиболд вошли в тройку. После того, как я прочитал эту фразу, только атомная война могла помешать мне дочитать это произведение.
Наталья. - А я, наивно взявшая вместе с книжкой яблоко, от неожиданности даже уронила его. Но это к счастью: дальнейшее описание девочкой Сюзи собственного убийства и предшествовавших ему ужасов точно не способствовало бы аппетиту. Хотя лёгкость слога Сиболд спасает от слёз. Но всё же, читая «пёс притащил остатки моей руки», мне было не по себе.
П. - Таких подробностей и «кровавых» сцен в этом самом поразительном бестселлере XXI века совсем не много, ведь и книга не о том. Автор не хочет запугать нас, скорее, предупредить...
Н. - О том, что нельзя смотреть с подозрительными соседями причудливые землянки?
П. - Да нет же. Скорее, о том, чтобы мы были внимательнее к знакам, которые посылают нам ушедшие близкие. Я уже читал современные фантастические книги о мертвецах, но их авторы неизменно своей целью ставили увидеть, что же происходит после смерти там, за границей живого. А Сиболд почти не останавливает своё внимание на небесах, откуда наблюдает за своей роднёй девочка Сюзи. Главное для этого автора – земное, настоящее, ежедневное. То, что осталось, а не то, что ушло.
Н. - Постой, Паш, это книга не о мертвецах, а всего лишь рассказанная мёртвым человеком. Как раз наоборот: эта книга о живых. О том, как меняет смерть тех, кто остался жить. О том, как хочется быть живыми тем, кого уже нет. Особенно, если ты только начинающая вдыхать прелесть жизни четырнадцатилетняя девочка, любимица большой и дружной семьи. Особенно, если ты только что поцеловалась с мальчиком, который так давно тебе нравился.
П. - Кстати, аннотация, по-моему, со своей ролью – заинтересовать – справляется плохо. Очень формально написать, что это история про Сюзи Сэлмон, которая наблюдает, как её родные справляются со смертью своей дочки-внучки-сестры. Я, например, не сразу припомню более трогательное повествование о любви, чем «Мёртвые кости». Сюзи настолько не может отпустить свою земную жизнь, что даже почти возвращается «вниз». Лишь бы исполнить свою мечту - хотя бы ненадолго побыть вместе с возлюбленным. В итоге книга с пугающим названием и неоднозначной аннотацией превращается в пронзительную историю о любви, которая живёт даже после смерти.
Н. - И что бы ты написал в аннотации? «Удивительная история любви, выдерживающая даже испытание смертью»? Ну да, фанаты «Сумерек» сразу же кинулись бы к новому роману в духе «потусторонней love-story». К тому же, тема любви, не подвластной даже смерти, не нова ещё со времен тернового куста в «Тристане и Изольде». Нет, мне кажется, что как раз в этом произведении «мораль» в умении, даже необходимости отпускать. Причём пригодится это умение обеим сторонам. Пока не «отпустила» Сюзи, её близкие не могли спокойно жить. Пока не «отпустил» отец, не была счастлива его распадающаяся на глазах семья. Причём «отпустить» - не значит забыть. Вспомни хотя бы, как называет своего ребёнка сестра Сюзи. Но ты сам говоришь, что для Сиболд главное то, что осталось, а не ушло.
П. - Хорошо, но одну фразу в аннотацию я всё же добавил бы.
Н. - Кажется, я даже знаю, какую...
П. - Да, финальную. Книга заканчивается великолепно. «Живите долго и счастливо» - не грустное пожелание бедной убитой девочки, а светлый конец светлой, несмотря ни на что, истории.
Н. - Знаешь, что мне показалось забавным? Когда Сюзи перечисляла свои мечты, в их числе был «Оскар». В 2009 году вышла экранизация романа, одноимённый фильм Питера Джексона. В роли Сюзи выступала молодая актриса Сирша Ронан. «Оскар» ей не достался, зато она взяла приз Британской академии кино и телевизионных искусств за лучшую женскую роль. Мечты сбываются в любом случае!
П. - Я вообще слежу за новинками кино и стараюсь ходить на каждый «прогремевший» фильм. Но название «Милые кости» меня тогда отпугнуло. Я, естественно, предположил мрачный «хорорр»...
Н. - Я тоже из-за названия проигнорировала книгу в 2006, когда ею зачитывались многие. Кстати, тогда я была почти ровесницей Сюзи. Но недавно увидела, как в автобусе женщина в годах зачитывалась ею, и...
П. - ...мы с тобой ещё раз убедились, что, кроме названия, нужно обращать внимание ещё и на содержание.