
Недалеко от деревни Пнево находится база Псковского университета для изучения живой природы и растительности. В 2004 году орнитологи университета, сотрудники Балтийского фонда природы, Псковской общественной организации «Чудской проект» и управления природных ресурсов Псковской области, охраны окружающей среды в рамках российско-датского проекта разработали и обустроили экологическую тропу. Ее создали, чтобы показать уникальность заповедных угодий, познакомить туристов и людей, изучающих природу, с ее обитателями и растительностью. Это было время внимания к природе и ее обитателям.
Но давно прошла эта кампания. Недолго прослужили и развалились пешеходные деревянные настилы, так как не были обработаны антисептиком. Заросли березами и ольхой большие площади мелиоративных полей в районе бывшей деревни Казаковец, теперь здесь собирают грибы. А они должны запахиваться и засеваться озимой рожью и ячменем, так как это подкормочные поля для серых куропаток, гусей и журавлей. Никто не заботится о создании для пернатых галечников. Не видно ни одного высокого дерева с площадкой-решеткой для гнезда занесенных в Красную книгу природы красавцев-хищников орлана-белохвоста или скопы…
Такую заботу должна была проявлять служба госзаказника, но он в девяностых годах не просто переживал тяжелые времена, а стал охотничьим притоном с вертолетной площадкой в деревне Балсово Псковского района для забав питерской и частично псковской братии. С вертолета и снегоходов отстреливались не только волки, но и лоси, кабаны, косули и медведи. Однажды в марте месяце в районе деревни Низовицы на небольшой клюквенной проталине, освободившейся от снега, с вертолета была отстрелена медведица, возле которой шевелились четверо медвежат-сосунков. Они тыкались мордочками в соски мертвой матери-медведицы. Всех погрузили в машину и отправили на базу в Балсово (их впоследствии с трудом распределили по разным приютам).
Такая ситуация продолжалась около трех лет, пока не своей смертью погибли два руководителя крупной нефтяной компании Северо-Запада. А вскоре, при реорганизации Псковского охотуправления, госзаказник на продолжительное время «повис в воздухе»: ни одна природоохранная организация не брала его на баланс.
В это бесхозное время браконьерство процветало, но уже в меньших масштабах, не как при балсовских «охотах». Шла нещадная вырубка вековых сосен Сорокового Бора вдоль необъятных обширных болот, которые питают живительной водой Псковско-Чудской водоем. Были выпилены два глухариных тока, а на тех токах эти чудесные птицы были выбиты подчистую. Я с глубокой болью и сожалением слежу за происходящим. Мне, отработавшему в заказнике пятнадцать лет, потратившему немало сил и времени для воспроизводства и охраны его обитателей, проведшему немало бессонных ночей с личным оружием в руках, причем в опасное для жизни время при встречах с неукротимым браконьерством, невыносимо смотреть на такие безобразия.
Два года назад появилась надежда на перемену к лучшему. Заказник «Ремдовский» передан на баланс и охрану Себежскому национальному заповеднику. Говорят, что отпущены немалые деньги. На аншлагах, установленных по границам, записано, что сплошное выпиливание запрещено.
Но трудно верится, что для заказника «Ремдовский» и его обитателей наступили добрые времена. А так хочется в это верить… Однако на моем бывшем участке, где я работал егерем, подкормочные поля по-прежнему не запаханы и не засеяны зерновыми культурами, солонцы без соли. За эти два года, что заказник стал частью Себежского национального заповедника, никто не спросил меня, сколько на участке висит гоголятников, в каком они состоянии, сколько на участке было гнезд орлана-белохвоста и скопы. Давно рухнуло гнездо черного аиста вместе со старой ольхой. Надо бы сделать новую площадку на особом дереве, но кто это сделает? И кому это надо? Серьезным фактором для беспокойства животных и птицы является стрельбище пограничников, расположенное вблизи экологической тропы. Выстрелы нарушают узаконенный покой птиц и животных.
Я полагаю, что все эти заботы легли на плечи руководителей Себежского национального парка. Ремдовский заказник очень нужен. Не только зверям и птицам, но и людям. Чтобы радовал нас мир природы.
Владимир ЗАБЕЛИН,
поселок Ямм, Гдовский район.
Владимир Забелин сам был егерем у вышеуказанных им лиц которые охотились с вертолётов. Сам же он неоднократно со своим сыном Сергеем отстреливал лосей коров, а телят случайно потом находил в лесу и писал разные статьи о них в местной газете. Сам браконьер со своим сыном которых ещё поискать надо.