По мнению заместителя председателя комитета Псковской области по транспорту и связи Вячеслава Клюхина, проблема пригородных пассажирских перевозок характерна не только для нашего региона.
- В результате реформирования «РЖД» были созданы региональные пассажирские компании, на которые были возложены задачи по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. В Псковской области перевозка пассажиров возложена на «Северо-Западную пригородную пассажирскую компанию». Но фактически подобные компании стали не перевозчиками, а организаторами перевозок пассажиров, - отметил Вячеслав Клюхин.
А всё потому, что при реформировании ОАО «РЖД» должно было передать пригородным компаниям подвижной состав и прочее имущество, но этого не было сделано. Эти активы «СЗППК» арендует у «материнской» компании, то есть непосредственно «РЖД». Таким образом, в структуре себестоимости затрат региональных пассажирских компаний более 70 процентов составляет оплата указанных услуг, более 13 процентов - заработная плата и только 17 процентов затрат формируется с использованием рыночных механизмов. В результате невозможно оценить обоснованность ряда расходов. Так, согласно расчётам «СЗППК», сумма недополученных доходов в связи с регулированием тарифов в 2012 году составила 289,6 миллиона рублей, в 2013 году - составит 249,5, в 2014 году - планируется в размере 320,7. Комитет по тарифам должен изучить этот перечень работ, так как по некоторым пунктам он даже не относится к Псковской области. «СЗППК» осуществляет перевозки также в Карелии, в Ленобласти, в Новгородской и Мурманской областях.
В бюджете Псковской области на 2014 год объём субсидий на возмещение убытков, возникающих из-за регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, составит 60 миллионов рублей. Для сравнения – до 2012 года сумма этих субсидий была в 20 раз меньше, на 95 процентов компенсация производилась из федерального бюджета. Кроме того, областными властями было принято решение о финансировании в полном объёме потерь, возникающих в связи с льготной, пятидесятипроцентной перевозкой в пригородном сообщении школьников и студентов в размере 6,4 миллиона рублей.
- Так как проблема создана на федеральном уровне, то и для решения её нужна государственная политика. Мы предлагали обеспечить федеральное или хотя бы долевое финансирование, надеюсь, что добьёмся этой субсидии: для Федерации это не такие уж большие деньги. Сейчас же делаем всё возможное по сохранению пригородных маршрутов, потому что все они нужны населению, и отмена любого из них вызывает огромные проблемы для многих людей, - резюмировал зампреда комитета Псковской области по транспорту и связи. Не хочется, чтобы музыкальный хит 60-х годов про последнюю электричку в Псковской области имел печальные ассоциации. Желательно все-таки, чтобы у нас «электрички» и пригородные поезда «сбегали» только от влюблённых, а не от всех пассажиров.
Наталья ИГНАТЕНКО.