Павел. - Наташа, что за бред мы прочитали?
Наталья. - Не знаю, может быть, ты в тайне от меня прочитал «Сумерки»...
П. - Нет, я читал то же, что и ты: «Франсуаза, или Путь к леднику» Сергея Носова. Потуги автора быть оригинальным превратились в рассказ о мужике, разговаривающим со своей, не побоюсь этого слова, грыжей…
Н. - Ну и что? Мужчины любят разговаривать с различными частями тела, вот и Адмиралов на досуге делится с грыжей самым сокровенным (она хоть и не конкретная часть тела, а заболевание, но кто из прочитавших роман осмелится назвать её болячкой?), придумывая ей красивое имя и воспевая в своих детских стихах как Прекрасную Даму.
П. - «Два больших зеленых глаза. Франсуаза. Франсуаза». О да, Наташ, великие стихи. Александр Блок, который, напомню тебе , как раз и воспевал Прекрасную Даму , перевернулся сейчас в гробу. Дине, своей жене, Адмиралов стихов не посвящает вообще. Но на её месте я бы не ревновал, как это делает она. Я бы втайне плясал от радости, что «это» не посвящено мне.
Н. - Так он и не претендует на место Блока. Он детский поэт, а потому роман написан с необычайной лёгкостью. Автор старается избегать сложных предложений. Зато вовсе не пренебрегает длинными, словно успокаивающими читателя диалогами (на то он ещё и драматург, собственно), как будто «приправленными» ироничными и невероятно забавными речевыми оборотами. Носов пишет с замечательным юмором, невозможно не улыбнуться, читая сцены лечения популярным нынче методом «пиявкотерапии», описания занятий по избавлению от никотиновой зависимости, взаимообщения супругов Адмираловых и их друзей.
П. - Я бы скорее сказал невозможно не заплакать от потерянного времени. Я несколько раз чуть не заснул (хотя, может, дело и в том, что читал я на ночь глядя). Сложные предложения, на мой скромный взгляд, не «утяжелили» ещё ни один хороший роман. А поучиться умению писать с юмором Носову стоит у своего советского однофамильца, «отца» знаменитого Незнайки.
Н. - Ну-ну, про «пользу» сложных предложений мне говорит человек, едва ли не влюблённый в Курта Воннегута с его манерой письма «для ребёнка». Мне кажется, у тебя априори сложилось об этой книге негативное мнение, и ты всеми возможными способами пытаешься найти подтверждения своей правоте. У книги не отнять её забавности и даже какой-то задушевности. Её интересно читать. Особенно, учитывая, что роман состоит из двух планов повествования, ведущихся параллельно и от разных рассказчиков, - питерского и индийского.
П. - Ты бы ещё сравнила « Франсуазу» с «Мастером и Маргаритой», а носовские линии повествования с булгаковскими миром Москвы и Ершалаима. Булгаков мастерски пересекает свои «миры». Помнишь, конечная московская фраза оказывается начальной ершалаимской и наоборот. У Носова всего этого нет. Он довольно искусственно «слепил» две линии повествования. Ничего нового он не придумал.
Н. - Ты хотел сказать искусно, а не искусственно? Я и не бралась сравнивать Носова с Булгаковым, но если уж на то пошло, то и в «Франсуазе» между двумя планами очень много интересных перекличек. Герой получил грыжу, занимаясь йогой, и едет лечить её к йогу, оскверняет (к тому же, без особой надобности, как впоследствии оказывается) одно из питерских кладбищ домашних животных и с не менее странной миссией посещает кладбище в Индии. В основную сюжетную линию как бы случайно вкрапляются второстепенные....
П. - Возможно, я слишком строг к автору. Всё же роман вошёл в список финалистов на премию «Большая книга» 2012 года, в жюри которого сидят отнюдь не дураки. Но победил в том году великолепный роман Марины Степновой «Женщины Лазаря», и тут спорить с жюри совсем не хочется. А вот по поводу Носова... В лонг-листе были книги и достойнее. Например, роман Юлии Кисиной «Весна на Луне», который в финал не попал.
Н. - Опять сравнение из ниоткуда. Я не умаляю прелести «Женщин Лазаря» и не говорю, что «Франсуаза» должна была взять «Большую книгу». Нет. Каждому своё. По-моему, Носов и не претендует занимать чьи-то места (равно как и его герой — просто детский поэт, а не светило русской поэзии). Он это прекрасно понимает. Но своего читателя обязательно найдёт.
Наталья ИГНАТЕНКО, Павел ДМИТРИЕВ.